g. "Maryland" - корабль поражен в районе форкастля легкой бомбой, расколовшейся на осколки. От взрыва образовалась пробоина в палубном настиле 12 на 20 футов. Незначительно повреждены второстепенные конструкции уровнем ниже. Это уже отремонтировано.
15-дюймовый снаряд-бомба [15-inch A.P. bomb) под большим углом рухнул в воду рядом с левым бортом недалеко от форштевня и пробил обшивку на глубине около 23 футов в районе 11-го шпангоута. Он взорвался в помещении А-103-А (парусиновая кладовая), причинив обширные структурные повреждения и вызвав большое затопление, в том числе были затоплены погреба 50-капиберных зенитных автоматов и оружейное помещение стрелкового оружия. Для обеспечения кораблю достаточной мореходности ремонт производится в настоящее время. Из-за этого же попадания были затоплены помещения с торпедными компрессорами. Они оба выведены из строя. До их замещения временно установлен воздушный компрессор высокого давления с пароприводом.
h. "West Virginia" - корабль поражен с левого борта четырьмя торпедами, одна бомба попала в среднюю часть с левого борта и еще одна попала в крышу 3-й орудийной башни, вызвав некоторые повреждения и сильный пожар. Были затоплены помещения в корме и кормовом подзоре, и опрокидывание было предотвращено, но пожар сильно разрушил всю носовую часть корабля от миделя. Корабль осел на дно. Кормовые погреба также затоплены, но сомнительно, что затоплены и носовые.
i. Общие замечания относительно сказанного.
1. Информация, доступная в настоящее время, позволяет утверждать, что машинные и котельные помещения получили незначительные или вообще никакие повреждения от взрывов и пожаров. На "Nevada", "Oklahoma", "Arizona", "California" и "West Virginia" отсеки энергетической установки и электроэнергетические станции затоплены.
2. Пожары в носовых частях линкоров "West Virginia" и "Arizona" причинили деформирование и разрушение значительной части конструкций.
3. Корабельные самолеты имелись на следующих кораблях: "West Virginia", "California" и "Oklahoma". Самолеты ''West Virginia" разрушены пожарами, в дальнейшем могут быть использованы только один двигатель и пропеллер.
Самолеты "California": 2-0-4 был отведен после бомбежки к морскому аэродрому Пирл-Харбора; 2-0-5 был сброшен за борт из-за усиления пожара; 2-0-6 незначительно поврежден.
Самолеты "Oklahoma" непригодны к эксплуатации из-за сильного залива нефтью, хотя каждый из них поднят из воды не позже 48 часов после погружения. Но отдельные детали, включая двигатели, вполне пригодны.
4. Ярко продемонстрирована необходимость противоосколочной защиты для персонала на открытой палубе и в надстройках. Например, защитные переборки постов управления вполне обеспечили приемлемую защиту. Эти переборки были изъедены многими пулями и осколками, но не были найдены пробоины от такого воздействия. Однако, предоставляемая защита была неадекватна. Должны устанавливаться орудийные щиты, или, что лучше, башенные орудия. В случае с линкором "Nevada" бомба пробила шлюпочную палубу корабля и вывела из строя очень много людей в смежных помещениях так как не имелось никаких защитных переборок. В предыдущих рапортах командирами линкоров была отмечена срочная потребность в монтаже круговой или боковой противоосколочной защите, а также и прикрытии крыш, по опыту нападения на Пирл-Харбор.
5. Также опытом в Пирл-Харбор, в частности пробитием брони крыш орудийных башен на "West Virginia" и "Tennessee", были подтверждены опасения командиров линкоров, высказанные в ранее поданных рапортах.
8. Борьба с огнем и с поступлением воды, спасение людей. Как сообщалось в пункте 6, командующий линейными силами немедленно по прибытии на корабль принял командование и взял на себя управление спасательными работами. Горевшую на поверхности воды нефть, вытекающую из корпуса поврежденного линкора "Arizona", относило на стоявшие вместе линкоры "Tennessee" и "West Virginia" и время от времени на "Maryland" и опрокинувшийся "Oklahoma". Портовый лихтер YG17, по инициативе его командира помощника главного боцмана Янсена (Chief Boatswain's Mate, L.M. Jansen), несмотря на сильное пламя и дым, приблизился к "West Virginia" и стал помогать тушить пожары на нем. По приказу командующего линейными силами приказал кораблю "Tern", а позже другому "Widgeon" оказать помощь в спасении людей с опрокинувшегося линкора "Oklahoma", а затем в тушении пожаров на линкорах. Позже им на помощь был направлен и "Bobolink". Эти корабли в течении дня 7 декабря и ночью смогли взять под контроль распространение огня. 8 декабря к ним присоединился буксир "Navajo" и общими силами они справились с огнем на "West Virginia", после чего были направлены для борьбы с огнем на линкоре "Arizona". Там пожары были взять под контроль еще до наступления темноты 8 декабря.
Одновременно велись спасательные работы на "California", сильно накренившемся на левый борт, а также на "Nevada", который при прохождении канала был атакован бомбардировщиками и оказался вынужден выброситься на отмель, чтобы предотвратить опрокидывание или затопление на фарватере.
Велись также работы по спасению людей из линкора "Oklahoma", куда командующим из его штаба были направлены капитан 3-го ранга Кранцфельдер (Commander Е.Р. Kranzfelder) и лейтенант Манделкорн (Lieutenant Mandelkorn). Помощь офицерам и матросам экипажа "Oklahoma" оказывали также люди с корабля "Rigel" и с военно-морской верфи, а также пожарные и аварийные партии с других линкоров. В результате их усилий были спасены 32 человека, оставшиеся в живых внутри затонувшего корпуса "Oklahoma". См. вложение (V).
![]() |
Плавбаза гидросамолетов AVP-4 "Avocet" находящаяся на стоянке Fox-1A у острова Форд. Горящая на воде нефть, прибиваемая волнами к бортам корабля, создала настолько угрожающую ситуацию, что в 10.45 утра 7 декабря плавбазе пришлось дать ход и отойти на другое место. (Оба (так в тексте, на странице только один снимок, прим. ВВС) снимка - официальные фотографии U.S. Navy. Из собрания N.H.C.) |