Оглавление

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ ВВ-36 «NEVADA»

Линейный корабль "Nevada", один из двух 27.500-тонных линейных кораблей, был построен в Квинси. Принят флотом в марте 1916 года и до середины 1918 года служил в западной Атлантике и Карибском море. После этого он некоторое время находился в Англии для усиления британского Гранд-Флита, а по большей части для представления там флага США как участника войны против Германии. После окончания войны в Европе линкор служил в Атлантике, в Карибском бассейне и в Тихом океане. Совершил плавания к берегам Бразилии в 1922 году и в Австралию в 1925 году, В 1927-30 годах линкор прошел модернизацию, во время которой была изменена конструкция мачт и марсов ("basket" masts), изменена конфигурация надстроек, усилено зенитное вооружение, и в том числе на новое место перенесены 127-мм артиллерийские установки, проведены различные улучшений в системе броневой защиты и средств огневой мощи. После возвращения в строй линкор "Nevada" еще 11 лет служил в активном составе американского флота, главным образом на Тихом океане.

Во время японского нападения на Пирл-Харбор линкор "Nevada" стоял последним в ряду линейных кораблей у восточного берега острова Форд. Во время завершающей фазы атаки линкор получил попадание одной авиаторпеды в левый борт в район носовых орудийных башен. Противоторпедная защита смогла выдержать удар взрыва (заряд авиаторпед меньше, чем у корабельных торпед). Однако поступление воды через большую пробоину в борту и образовавшуюся течь во внутренней переборке взять под контроль не удалось. В 08.40, через полчаса после торпедирования, линкор дал ход и стал медленно перемещаться вниз по каналу мимо острова Форд (он стал единственным линкором, который во время японской атаки начал движение). Медленно перемещающийся линейный корабль стал привлекательной целью для японских пикирующих бомбардировщиков. Линкор получил несколько бомбовых попаданий в форкастль и среднюю часть корпуса. В этих местах и на надстройке, вспыхнули несколько пожаров, загорелся авиабензин, палубы были разорваны взрывами, появилось несколько новых пробоин в корпусе, хоть и не слишком крупных. Положение линкора оказалось очень серьезным. Поскольку его затопление в канале создавало бы проблемы судоходству, было решено выбросить линкор на отмель у военно-морской верфи, южнее острова Форд. Это было сделано, но течением корпус был развернут, и частично перекрыл фарватер. Экипаж, занятый борьбой с пожарами не смог этому воспрепятствовать. Позже с помощью буксиров линкор был развернут и переведен к другому берегу канала. При этом подтвердилось, что старая конструкция корпуса не обеспечивала достаточно надежной внутренней герметизации отсеков, и вода переливалась по всем отсекам корабля. На следующий день линкор осел на небольшой глубине на дно канала. К счастью, грунт оказался твердым, что позже сильно облегчило спасательные работы, длившиеся более двух месяцев.

Линейный корабль ВВ-36 "Nevada" в море. Конец 30-х годов. 14-дюймовые 45-калибериые орудия развернуты на левый борт.

(Официальная фотография U.S. Navy, коллекция Эдвина Финнея-мл. (Edwin С. Finney. Jr.), Из собрания N.H.C.)

PearlHar132.jpg
Линейный корабль "Nevada" следует по каналу у острова Форд. На корабле несколько пожаров от попаданий японских бомб. На борту линкора заметна камуфляжная окраска в виде пяти ложных "носовых бурунов". Корабль слева (виден рей и флагшток) плавбаза "Avocet". Снимок сделан с набережной острова во время конечной фазы атаки.

(Официальная фотография U.S. Navy. Из собрания National Archives)

PearlHar131.jpg
Линейный корабль "Nevada" на фоне пожара на базе гидросамолетов острова Форд. Линкор движется по каналу. Слева виден горящий эсминец "Shaw". Слева на переднем плане район проведения дноуглубительных работ.

(Официальная фотография U.S. Navy. Из собрания National Archives)

PearlHar133.jpg

Оглавление