Оглавление

Рапорт мичмана Шуберта (Ensign A. R. Schubert). 11 декабря 1941 г. USS "Arizona".

Приблизительно в 07.55 б воскресенье 7 декабря я брился в носовой кают-компании линкора. Я услышал звук сирены воздушного налета по системе громкой связи. Она звучала около секунды, а затем голосом сообщили: "Воздушный налет". В то же самое время я услышал орудийную стрельбу. Я побежал к своей каюте и с левого борта увидел несколько монопланов с низким крылом на небольшой высоте, отворачивающих от линии пришвартованных линейных кораблей, и, очевидно, уже сбросивших торпеды или бомбы. Тогда же я услышал звуки общего сбора и приказ всем прибыть на боевые посты по расписанию воздушного нападения.

В это время я слышал один или больше взрывов, которые доносились от левого борта, сильно несло пороховыми газами. Самый сильный взрыв осветил внешний угол помещения отблесками пламени и оставил густой оранжевый дым, который еще сильнее продолжил подниматься от левого борта. К этому времени линкор сильно погрузился носом и погружался настолько быстро, что, казалось, будто отломилась корма. Я вдохнул воздуха из иллюминатора и вышел в коридор, прошел в сторону кормы и выбрался наверх через люк кладовых, который был открытым.

На палубе капитан-лейтенант Фукуя управлял действиями на квартердеке. Я открывал люки для выпуска людей, поднимал раненых и помогал им спускаться в шлюпки для отправки на госпитальное судно "Solace" Линкор все еще тонул, очень быстро. Нефть из корабля растекалась по воде, горела и распространялась к корме. В пожарной системе не было давления воды, поэтому бороться с огнем было нечем. Затем я перешел с корабля в моторную гичку и стал перевозить людей на берег острова Форд. Мы сделали две поездки, подняли из воды мичмана Леннинга (Ensign Lennig). Затем я остался на "Solace", так как у меня самого были сильные ожоги на голове и руках и к тому же я сильно защемил руку пружиной от люка.

Подписано: A. R. Schubert, Ensign, USN.

Рапорт Дж. Догерти (J. S. DOHERTY, CGM), USS "Arizona".

Я был е каюте старшего механика, когда прозвучала тревога воздушного налета. В то же самое время я услышал попадание торпеды или крупной бомбы. Я немедленно побежал на свой боевой пост на зенитную батарею. Когда прибыл на шлюпочную палубу, я увидел форкастль, полыхающий огнем. Пламя и дым пробивались изнутри корабля через разрывы швов в настиле палубы.

Я побежал к левому борту, чтобы проверить были ли в действии подъемники боеприпасов. Я убедился, что они хорошо работали. Затем перешел на правый борт, где привлек людей из обслуживающего персонала подъемников № 1-3 для подъема боеприпасов. Я заметил, что орудие №3 перестало стрелять из-за повреждения замкового механизма. В это время батарея была уже окружена сильным огнем и дымом. Тогда я сильно надышался дымом и не могу вспомнить некоторые моменты. Я оказался в воде и был подобран шлюпкой, которая доставила меня в госпиталь. Я видел только одного мертвого человека. Кажется, это был Андерсон (Anderson, BM2c), и я думаю, что он был убит пулеметным огнем с самолета.

Подписано: J. S. Doherty, CGM, USN.

В марте 1950 года главнокомандующий Тихоокеанским флотом адмирал Артур Рэдфорд (Admiral Arthur W. Radford. Commander in Chief Pacific Fleet) ввел на флоте практику представления Национального Знамени (National Ensign) в память о погибших на линкоре "Arizona" и других кораблях в Пирл-Харборе 7 декабря 1941 года. Церемония проводилась на оставшейся в воде средней части корпуса линкора, которая использовалась как площадка для мемориальных почестей.

В конце 1950-х годов было решено устроить специальный мемориальный комплекс на оставшемся корпусе корабля, чтобы почтить память более чем 1100 погибших моряков экипажа этого корабля, а также других жертв нападения на Пирл Харбор и моряков и служащих, погибших на тихоокеанском театре во время Второй мировой войны. Остатки сохранившейся средней части линкора и надстройки были удалены, и на их основе были установлены свайные ряды, которые охватывали корпус корабля, но не касались его. На этих сваях и был размещен сам мемориал.

В мае 1962 года была открыта мемориальная доска, на которой отмечены имена всех погибших на линкоре. Мемориал достаточно просторен, чтобы одновременно вместить 250 посетителей для просмотра представленных там экспозиций. От причала на берегу канала ходит специальное небольшое судно, которое доставляет посетителей прямо к мемориалу. Это одно из наиболее посещаемых мест на острове Оаху.

PearlHar130.jpg

Вид на мемориальный комплекс линейного корабля "Arizona".  На заднем плане буксиры швартуют к причалу линкор ВВ-63 «Missouri». 12 августа 1999 года. (Фотография из частной коллекции)

Оглавление