Лейтенант Старк (Lieutenant (jg) H. В. Stark).
"В воскресенье утром незадолго до 8 часов я был в своей каюте "double george" (каюта GG - третья по счету каюта от кормы по правому борту в третьем от кормы водонепроницаемом отсеке на уровне платформы - half deck). Я вскочил с кровати как только услышал команду: "На выход пожарные и спасательные партии!", сопровождаемую перезвоном общей тревоги. Сразу же я услышал и два или три сильных взрыва, которые прозвучали почти без интервалов. Сразу же стал ощущаться крен на левый борт. Схватив одежду в охапку, я выскочил из каюты и увидел только одного человека, который ремонтировал телефон. Мы стали закрывать все водонепроницаемые двери, ведущие к корме. Но не проверили дверь, ведущую к помещению самолетного крана, которая обычно должна быть закрыта. Как только я закрыл дверь перед моей каютой, я вдруг услышал яростный шум воды. Через открытый большой водонепроницаемый люк я выбрался на следующий уровень. К этому времени здесь в каютах оставались несколько человек. Я перешел на левый борт и увидел, что вода, покрытая толстым слоем нефти, уже затопила больше 4 футов от борта. Я решил пробираться дальше по правому борту по 3-й палубе. На мой взгляд, не имелось никакой опасности затонуть, так как глубина под кораблем была небольшая, но зато создавалась явная угроза опрокидываний на левый борт, поскольку крен все больше увеличивался.
Вокруг меня горели сильные пожары, и чтобы укрыться от огня я спустился в шахту, ведущую в помещение рулевых машин (steering motor room). Я и еще один моряк погасили небольшой пожар, но мы не смогли плотно закрыть люк, ведущий к рулевым машинам. Я поднялся наверх и обнаружил дверь на правом борту, это был коридор, ведущий в помещение дежурного летного состава. Кто-то помог закрыть мне дверь. Я заметил, что было совсем темно, но вскоре заметил впереди свет фонарика. Через открытую дверь я пробрался к следующему помещению и обнаружил дистанционный привод поста живучести (damage control gear locker). В это время появился моряк из службы живучести Puccio и стал искать рукоятки приводов затопления кормового подзора. Он нашел один привод, я другой, а также фонарик. Велел затоплять ему передние отсеки, сам взялся за кормовые. Отбежал в конец помещения и стал крутить маховик. Мы работали в течение некоторого времени, но, я полагаю, что вряд ли мы смогли что-либо успеть до того момента как начали падать люди (отравленные нефтяными парами?). Клапана остались в открытом положении. Все больше людей теряли сознание. Я кого-то подхватил и приказал каждому тащить за собой кого-нибудь на правый борт до люка на квартердек.
Потом я потерял сознание и очнулся только под свесом второй башни, своей башни. Моя голова ужасно болела, было больно дышать, ноги и руки покалывали как будто стали пробуждаться после онемения. От моего старшины башни Кроуфорда (СТС - Chief Turret Captain Crawford) я узнал, что в посту живучести никого не осталось. Когда я лежал мне казалось, что зенитные орудия правого борта, которые мне были видны, стреляют прямо мне в лицо. Это был первый момент, когда я узнал, что наши орудия ведут огонь. На шлюпочной палубе у третьей зенитки я встретил лейтенанта Рикетса (Lieutenant Ricketts) и спросил, нужны ли ему люди. Он сказал: "Да, на подачу боеприпасов к орудиям". Когда я оглянулся, то заметил многих офицеров, подающих снаряды на зенитные батареи. Я вернулся под навес башни, но люки у нее были закрыты. Предложил Кроуфорду свою помощь в подаче боезапаса из погребов, но он вскоре сказал, что шахта подачи боезапаса затоплена, а у орудия снаряды закончились. А также, что командир дал команду оставить корабль. Я убедился, что все люди из моей башни ушли и затем прыгнул в воду с форкастля. Я собирался плыть, но оказалось, что я сильно ослабел. Клоер (Clover, E.F.) и Хитчер (Hitcher, Н.С.) из моего дивизиона поддержали меня и помогли взобраться на спасательный плот. Следующее, что я помню определенно, это то, что я оказался в амбулатории на острове Форд".
Линейные корабли "West Virginia " (затонувший, слева) и "Tennessee", окутанные дымом после налета японской авиации. (Коллекция U.S. Naval Institute Photograph. В собрании N.H.C.) |
![]() |
Моряки с моторной шлюпки вытаскивают из воды моряков рядом с бортом затонувшего линкора "West Virginia". Далее за ним виден линкор "Tennessee". Видны обширные повреждения борта "West Virginia" ниже надстройки, вызванные взрывами торпед. Некоторые зенитные 5-дюймовые установки еще зачехлены. Хорошо виден развернутый шлюпочный кран. На верхней площадке фок-мачты "West Virginia" видна башенка антенны радара. Фотография сделана сразу после окончания японского налета (или,
возможно, незадолго до его окончания). (Официальная фотография U.S. Navy. Из собрания National Archives). |
![]() |
Моторный катер дрейфует вдоль борта затонувшего линкора "West Virginia ", обследуя распространение горящей
на воде нефти. Ни заднем плане "Tennessee". Оба корабля окутаны
дымом от горящего линкора "Arizona", который остался за кадром справа. Фотография сделана сразу после окончания японского
налета. (Коллекция U.S. Naval Institute Photograph. В собрании N.H.C.) |
![]() |