Оглавление

Этот выпуск посвящен нападению японской авиации на стоянку линейных кораблей е Пирл-Харборе 7 декабря 1941 года. Однако, следует отметить, что вместе с ними на штатных стоянках линкоров стояли два вспомогательных корабля. Это были плавучая мастерская "Vestal", которая занималась ремонтом линкора "Arizona", а также танкер "Neosho", стоявший на месте находившегося в ремонте линкора "Maryland" и готовящийся уйти к западному побережью Соединенных Штатов. Оба судна были атакованы, причем плавмастерская была повреждена и не затонула только благодаря тому, что приткнулась к отмели. На последних страницах выпуска рассказывается об этих кораблях.

ТАНКЕР АО-23 «NEOSHO»

"Neosho", 7470-тонный танкер-заправщик типа "Cimarron", был построен в Kearny (Нью-Джерси) и принят флотом в августе 1939 года.

Несколько месяцев перед нападением японской авиации на Пирл-Харбор танкер использовался для транспортировки топлива в Пирл-Харбор. Во время нападения японской авиации на гавань 7 декабря 1941 года "Neosho" был ошвартован на штатной стоянке линейных кораблей вместе с линкорами. Для танкера бой прошел удачно, он практически не получил никаких повреждений.

В течение следующих месяцев он активно поддержал американский тихоокеанский флот, который пытался остановить наступление японских морских сил и организовать линию обороны в южной части Тихого океана.

7 мая 1942 года после бункеровки топливом авианосца CV-5 "Yorktown" во время сражения в Коралловом море, "Neosho" был атакован японским авианосной авиацией. Танкер был сильно поврежден, а сопровождавший его эсминец DD-409 "Sims" потоплен. В течение четырех дней экипаж пытался удержать танкер на плаву, но это не удалось. 11 мая 1942 года танкер был затоплен эсминцем DD-391 "Henley". Экипаж предварительно был снят с корабля.

Рапорт о нападении на Пирл-Харбор

Танкер "Neosho". 11 декабря 1941 года

(USS "Neosho", December 11, 1941).

От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет
...
Ссыпки
....

1. В соответствии с ссылкой (а) распоряжения командующего представлен рапорт.

В 07.55. 7 декабря 1941 года, USS."Neosho" был ошвартован правым бортом к причалу "F-4" военно-морского аэродрома острова Форд, только что закончив выгрузку авиационного бензина.

Приблизительно 07.58 наблюдались японские пикирующие бомбардировщики, штурмующие аэродром и ангары на острове. В 08.00 была пробита тревога общего сбора. Артиллеристы немедленно заняли свои боевые посты у трех 3-дюймовых 23-калибврных зенитных орудий и одного 5-дюймового 51-калиберного орудия. Они получили приказ открыть огонь немедленно по возможности, как только самолеты противника окажутся в пределах досягаемости. Судно должно было получить 50-калиберные зенитные автоматы, но к моменту нападения их еще не было. Огонь был открыт в 08.05. Взрыватели были установлены против пикирующих бомбардировщиков по времени срабатывания 3,2 секунды.

Немедленно начались и приготовления дать ход. Движение было начато в 08.42. Швартовные канаты пришлось обрубить, поскольку некому было отбросить их с кнехтов причала. Переход проходил как раз когда появилась третья атакующая волна самолетов. Судно направлялось к швартовой стоянке "М-3" в Merry Point, и представляло собой хороший объект для нападения. Целью изменения стоянки была необходимость очистить причал "F-4", который обычно занимал линейный корабль "Maryland" то время он заканчивал ремонт и модернизацию, ожидался его приход в Пирл-Харбор. - Прим. ред.], и который е случае потопления танкера у причала был бы надолго выведен из действия. В 09.30 танкер ошвартовался у причала "М-3", по корме транспорта "Castor", в ожидании дальнейших распоряжений от начальника военной базы (commander base force). За время боя танкер израсходовал 171 зенитный снаряд 3-дюймового калибра.

В 09.12 с "Neosho" видели попадания в самолет противника, который снизился на малую высоту и, как полагают многие, рухнул после исчезновения из видимости. Во время атаки на линейные корабли, по крайней мере, два вражеских торпедоносца наблюдались в направлении непосредственно на танкер. Предполагается, что их атака была отбита огнем наших зенитных орудий, поскольку было замечено, что они не достигнув требуемого расстояния, уклонились вправо и не сбрасывали торпеды.

Собственные повреждения: не имеется, хотя несколько бомб упали близко к корме судна. Никакой течи в корпусе не отмечено.

2. Поведение офицеров и матросов во время атаки на "Neosho", а также имеющихся на борту пассажиров для доставки в Соединенные Штаты, было выдающимся и достойным самой высокой похвалы. Следует отметить, что большое количество людей из команды (37,5%), прибыли на судно из учебного центра (training station) в течение последних девяти месяцев, и что артиллерийские орудия не имели никакого защитного прикрытия. Артиллерийская обученность батареи была превосходна, также как и обученность аварийных партий, технических групп и персонала машинной установки.

Подписано: JOHN S. PHILLIPS

PearlHar172.jpg Танкер-заправщик АО-23 "Neosho" в период приемки флотом. Примерно середина 1939 года.  (Из собрания N.H.C.)

Оглавление