Оглавление

Болдуин (chief yeoman Baldwin) действовал как DCO [damage control officer - офицер, контролирующий борьбу за живучесть] и определил пустые отсеки правого борта, которые было необходимо затопить для выравнивания крена. Приблизительно через 10 минут мы услышали потрясающей силы взрыв прямо под нашими ногами. Мы поняли, что это торпеда. Крен резко увеличился, и Болдуин приказал затопить еще ряд отсеков с правого борта. В это время в центральный пост поступил запрос, есть ли какая-нибудь возможность дать энергию на подъемники боеприпасов. Меня спросили о резервных источниках энергии, но я ответил, что возможна лишь ручная подача боезапаса, никакого энергоснабжения подключить невозможно. Все освещение погасло, горели лишь дежурные лампы от аккумуляторов. Приблизительно в это время поступило сообщение, что левый борт погружается в воду, В перегрузочных постах подачи зенитных боеприпасов уровень воды поднялся до 5 дюймов. Я оставил центральный пост и пошел вниз проверить, есть ли возможность поднять еще какие-либо боеприпасы, прежде чем покинуть помещение из-за затопления. Вода была уже по колено, и было видно, что уровень поднимается. Я приказал закрыть створки люков и водонепроницаемую крышку и затем покинуть помещение. Кроме этого, мы закрыли проход в шахту носового распределительно щита (forward distribution room). Уолкер (Walker) сообщил, что его беспокоит крен, который уже достиг 8 градусов. Вместе с Болдуином они проверили, затоплены пи помещения правого борта (с целью контрзатоппения). Тревога в этом отношении возросла еще больше, когда мы узнали, что "Oklahoma" опрокинулся через борт. Мы слышали новые глухие взрывы, однако к нам никаких сообщений о повреждениях не поступало. Пожарная световая сигнализация сообщила о затоплении боевых погребов. Это могло быть в случае, когда там пожар, но мы догадывались, что. скорее всего, приказали затопить погреба во избежание их взрывов. Поскольку зуммер пожарной тревоги звучал непрерывно, я приказал выключить его.

Я вызвал носовой щит и приказал мичману Гэвину (ensign Gavin) выяснить может ли он принять на щит электропитание и есть ли среди поступающей нефти вода. Я предполагал переключить с главного щита резервные аккумуляторы рулевого управления (steering batteries) и переключить питание на кормовой распределительный щит (after distribution board). Еще я приказал Гэвину связаться с машинным отделением и выяснить возможность подачи питания. Гзвин ответил, что скоро это будет сделано. Приблизительно в это время, 08.30 или 08.40, послышался сильный взрыв вверху на правом борту. В это время световая сигнализация на пульте показала, что погреба 5-дюймовых боеприпасов затоплены.

Встряской сорвало двери рубки телефонной связи. Нас тоже сильно тряхнуло, но вреда не причинило. Сверху из центрального поста стала капать вода, и мы поняли, что палуба над нами затапливается. Мы расставили емкости под течами. Я поставил помощника главного электрика Прайса (Price, chief electrician's mate) наблюдать за протечками. Затем я определил, что переборка между главным радиопостом (main radio) и постом внутренней связи (IС - internal communications) стала выгибаться, но решил, что она продержится еще некоторое время. Суавей (Sweavey, CM 1С), прибывший из кормового гиропоста (after gyro), сообщил, что люк в левобортную камеру взрыв подводной защиты сильно выпирает. Я приказал ему закрыть люк на третью палубу и выбираться наверх. Видимо, ему это не удалось, он пропал.

Крен уменьшился приблизительно до 6 градусов, но вскоре снова увеличился. В центральный поступило сообщение, что самолеты сбрасывают зажигательные бомбы (thermite bombs). Приблизительно в 08.40 в центральный пост поступило электропитание, зажегся свет. Вскоре поступил приказ покинуть корабль, и мы поднялись в боевую рубку по шахте центрального поста. Вверху был полнейший разгром. Я нашел спасательный жилет и прыгнул в воду, но из-за нефти на поверхности временно ослеп. Меня вытащили из воды и отправили в санчасть. Там промыли глаза и выдали сухую одежду".

Рапорт помощника артиллериста 3-го класса Дженсена (Gunner's Mate, Third Class, V. О. Jensen).

"Во время воздушного налета утром 7 декабря, 1941 года Роберт Скотт (Robert Scott), из боевого подразделения "А" ("А" Division), находился в компрессорной в то время как получили приказ оставить помещение. Оно уже затапливалось водой и нефтью. Уровень поднимался уже до пояса. Я передал ему приказ и сказал, что все уже поднимаются наверх. Но он решил остаться, он сказал: "Пока я могу давать отсюда воздух для спасения корабля, я буду здесь". Его пост был в носовой компрессорной (Forward Air Compressor by Main GSK). Я должен был оповестить еще соседнее помещение, поэтому ушел. И никогда не видел его впоследствии"

PearlHar171.jpg Помощник машиниста 1-го класса Роберт Скотт (Machinist's Mate First Class Robert R. Scott) (1915-1941)

"Как образец преданности делу, чрезвычайной храбрости и беззаветному самопожертвованию во время нападения на флот в Пирл-Харборе японскими силами 7 декабря 1941 года.

Отсек на USS "California", в котором находился воздушный компрессор, и который являлся боевым постом Роберта Скотте по расписанию, был затоплен в результате попадания торпеды. Персонал покинул отсек, но Скотт отказался уходить, сказав на прощание: "Это мой пост, и я остаюсь, и буду давать воздух, пока будут стрелять орудия".

(Цитата из представления Роберта Скотта к награждению Медалью Чести. "Medal of Honor, 1861-1949, The Navy")

 

Рапорт мичмана Чемпайона (Ensign Champion).

"После прекращения боя я был послан на квартердек в составе аварийной партии для спасения пяти человек, оказавшихся в западне после затопления носовой части в результате торпедного попадания. Кэмпбелл (Campbell, CPM), выбравшийся наверх, сообщил, что мичман Гэвин (Ensign Gavin) с несколькими моряками заперты в помещении носового распределительного щита (distribution board) и могут быть спасены, если прорезать отверстие над ними в палубе центрального артиллерийского поста (plotting room). Взяв людей, которые были со мной, мы пошли в механическую мастерскую и взяли ацетиленовую горелку. Оттуда отправились к боевой рубке. Мичман МакГрэт (Ensign McGrath), находившийся там, предложил мне оставаться наверху, а сам с несколькими людьми, включая Кэмпбелла и Раунтри (Rountree, P1C) спустились в центральный пост. Мы опустили им оборудование для резки, а затем нашли и передали им кузнечный молот и несколько зубил. После этого мы тоже решили спуститься к ним. Но МакГрэт крикнул нам, что там были сильные нефтяные пары, и что нам лучше бы попробовать как-нибудь очистить воздух. Мы попробовали подключить им вентиляцию, или хотя бы продуть шахту боевой рубки, но в боевой рубке не было электропитания. Мы пытались найти и пробросить электрокабели, но МакГрэт к этому времени успел прорезать отверстие и вызволить людей. В центральный пост уже начала поступать вода с нефтью, и вскоре он был полностью затоплен".

Рапорт старшего писаря Миллера (Chief Yeoman, S. R. Miller).

"Приблизительно в 10.30 утра 7 декабря 1941 зоба, после того как линкор "Калифорния" был поражен торпедами и бомбами, мне сообщили, что из центрального поста (Central Station) через шахту в боевую рубку выбрался моряк, который сообщил, что внизу люди в западне. Это было сообщено на сигнальный мостик мичману МакГрэту (Ensign McGrath). Стоувер (Stover, С.Е., C.Q.M.), Кэмпбелл (Campbell, C.E.M.) и я вместе с МэкГрэтом сразу отправились в боевую рубку, чтобы определиться на месте. Мы взяли линь и опустили МакГрэта через шахту в центральный пост. Он уже начал затапливаться нефтью, поступавшей через разбитые вентили и трубы. Концентрация нефтяных паров была настолько сильна, что мы боялись, что он потеряет сознание, прежде чем сумеет вызволить людей. В это время линкор сильно горел, мы опасались, что он вдруг перевернемся, так как крен был довольно ощутимым. МакГрэт осмотрелся на месте и затем, поднявшись наверх, сообщил, что нужно резать палубу. Он также сообщил, что делать надо это быстро, иначе центральный пост будет затоплен.

В это время как раз доставили ацетиленовый резак, а добровольцев спасти товарищей среди нас было достаточно. Большинству даже пришлось вернуться на свои посты и продолжать борьбу с пожарами. МакГрэт и Кэмпбелп с добровольцами опять спустились в центральный пост и стали резать отверстие в палубе центрального артиллерийского поста (plotting room). Резал один, а остальные следили, чтобы не загорелась нефть, которой там становилось все больше и больше. Пока прорезали палубу, один человек потерял сознание от паров нефти, МакГрэт и Кэмпбелл тоже были близки к этому. Едва успели вызволить людей, как уже сдерживать нефть от горелки стало невозможно. Людей успели спасти, а центральный пост вскоре был затоплен".

Оглавление