Оглавление

В 08.50 USS "Nevada" во время движения по каналу получил попадание торпеды или бомбы в носовую часть. Был слышен сильный взрыв, виден столб дыма и пламени, поднявшийся примерно на две сотни футов. "Arizona" сильно горит и, похоже, загорелись топливные цистерны. Дым с "Arizona" закрывает обзор, не видны повреждения на других кораблях впереди линкора.

В 08.50 началась атака второй волны. В это время японские самолеты уже целенаправленно атаковали "Tangier". Было отмечено попадание в хвост одного самолета, пролетавшего по траверзу к правому борту. Этот самолет упал в воду в Среднем заливе (Middle Loch), позади "Curtiss" u "Medusa". Самолет был поражен 50-калиберным автоматом, а в хвост попал 3-дюймовый 50-калиберный снаряд носового орудия.

Выбраны все швартовые канаты.

В 08.55 изрешечен другой японский самолет, он потерял контроль полета и рухнул у береговой линии около Beckoning Point. Приблизительно в это время прямое попадание бомбы наблюдалось в USS "Curtiss", на нем начался пожар. Экипаж "Curtiss" превосходно справился с пожаром. Получено радиосообщение с поста управления (Signal Tower - досл. сигнальная башня) о нахождении в Северном Канале (North Channel) другой субмарины.

Количество самолетов второй волны оценивается приблизительно двадцать семь.

В 09.10 появилась третья волна нападения, тоже приблизительно двадцать семь самолетов. Возможно, это были отставшие самолеты второй волны. Изрешечен другой японский самолет, с левого борта от нас. На нем загорелся двигатель и часть фюзеляжа впереди кабины. Тогда пилот развернул самолет на 90 градусов вправо и, по мнению командира, преднамеренно врезался в "Curtiss" позади дымовой трубы прямо в подъемный кран. Возле артиллерийского зенитного поста начался сильный пожар.

В 09.13 - 09.20 на "Tangier" сброшены пять авиабомб пятью различными самолетами. Одна бомба упала на берег острова Форд впереди и левее корабля. Пилот этого самолета при пикировании не снижался настолько низко как другие, и отвернул, не завершив пикирования. Четыре других самолета сбросили бомбы при пикировании с высоты приблизительно три сотни футов. Все четыре бомбы взорвались вблизи корабля, но прямых попаданий не было. Две упали впереди корабля с правого борта в 15 и 20 футах, две другие за кормой в 20 и 40 футах. Командир наблюдал падение бомб от их сброса вплоть до взрывов в воде и считал попадания неизбежными. Он был удивлен, что после того как они взорвались столь близко, корабль не получил повреждений. Взрывы бомб были негромкими и заглушёнными. По всей вероятности бомбы зарылись в ил, который и приглушил силу взрывов. Калибр бомб оценивается в 250-350 фунтов. Ни один из самолетов не сбрасывал больше, чем одну бомбу. Корабль был поражен осколками в 42 местах, но серьезных повреждений не было. Один осколок разбил стекло в пилотской каюте. Только два осколка пробили обшивку борта. Ниже ватерлинии пробоин не было. Три человека на верхней палубе были легко ранены.

Попадания от нашего огня наблюдались в два самолета, и, вполне возможно, что эти самолеты вынужденно приземлились в районе между Pearl Sity и Barber's point. Это легко проверить. Я определенно наблюдал три самолета, которые получили множественные попадания с нашего корабля, и видел эти три авиационные катастрофы, как упомянуто выше.

После 09.20 с "Tangier" не наблюдалось больших количеств самолетов.

Израсходованы следующие боеприпасы: 3-дюйм. 50-калиберные (носовая батарея) - 217 снарядов. 3-дюйм. 23-калиберные (кормовая батарея) - 198 снарядов. 50-калиберные зенитные автоматы - 23 тыс. выстрелов.

Поведение офицеров и команды было превосходно. Действия артиллеристов достойны похвалы. Все механизмы работали без сбоев. Боцман Уэсли (Boatswain Wesley L. Larson, USN) должен быть отмечен за четкие и правильные действия в трудной ситуации и хорошее знание дела, а также за выполнение обязанностей палубного офицера (Officer-of-the-Deck) во время неожиданного нападения.

Подписано: C.A.F. SPRAGUE

ПЛАВБАЗА ГИДРОСАМОЛЕТОВ AV-4 «CURTIS»

Плавбаза гидросамолетов "Curtiss", головное судно типа 8671-тонных в серии из двух кораблей, было построено в Камдене (Camden). В ноябре 1940 года судно было принято флотом и до мая 1941 года служило в Атлантике, а потом перешло на Тихий океан. В течение следующих нескольких месяцев "Curtiss" обеспечивал действия гидросамолета из гавани Пирл-Харбор, сделал один рейс с целью усиления гарнизона на острове Wake.

Утром 7 декабря 1941 года, плавбаза гидросамолетов был ошвартована у буя в гирле Средней бухты Пирл-Харбора (Pearl Harbor's Middle Loch). Подобно всем другим кораблям в базе, команда судна по первым сигналам тревоги немедленно заняла места по расписанию. До 8 утра оставалось еще несколько минут, когда японские самолеты начали атаку на первоочередные цели - аэродромы и линейные корабли. Приблизительно через 40 минут по плавбазе была выпущена торпеда, которая в судно не попала. Атаку произвела японская сверхмалая подводная лодка. Прошло немного меньше, чем полчаса, и на "Curtiss" упал японский самолет, поврежденный зенитным артиллерийским огнем. Он ударился в один из больших подъемных кранов на надстройке. Это помогло судну, так как взрыв самолета не причинил серьезных повреждений. Затем на судно было произведено еще несколько атак пикирующих бомбардировщиков. Несколько небольших бомб упали на некотором удалении от бортов, обсыпав осколками кормовую часть. Одна бомба попала в надстройку в средней части, она пробила переднюю часть самолетного ангара, пробила главную палубу и взорвалась на второй палубе. Осколки бомбы пробили также и вторую палубу, проникли в машинный отсек, нанеся там значительные повреждения. Взрывом также были поражены несколько кладовых и самолетных мастерских в районе ангара, появилось несколько очагов интенсивных пожаров. Но, несмотря на их обширность, огонь был довольно быстро потушен. На корабле погибли около двадцати человек

Повреждения на "Curtiss" были устранены в срок немногим более месяца, но затем судно прошло еще капитальный ремонт на западном побережье. В феврале 1942 года "Curtiss" вернулся в Пирл-Харбор и базировался там до середины года. Затем плавбаза использовалась как флагманское судно и одновременно судно обеспечения и ремонта для самолетов и кораблей, участвовавших в кампании против Гвадалканала и Соломоновых островов. Местами базирования попеременно были Нумеа (Noumea), Новая Каледония (New Caledonia) и Эспириту-Санто на Новых Гебридах (Espiritu Santo, New Hebrides). В ноябре 1943 года плавбаза перешла в центральную часть Тихого океана и использовалась в нескольких передовых базах, постепенно, вслед за флотом, перемещаясь в сторону Японии. После окончания войны "Curtiss" оставался на Дальнем Востоке до марта 1947 года.

В конце 40-х годов и в 50-е годы судно использовалось для проведения разных научных экспериментов и опытных действий амфибийных сил. В Корейскую войну совершило один поход на театр военных действий для обеспечения патрульных самолетов в японских водах. В 1951-56 годах привлекалось для опытов с ядерным и термоядерным оружием в центральной части Тихого океана. С начала 1957 года до осени участвовало в акции «Deepfreeze» ("Холодильник") - долгосрочном проекте по изучению Антарктики. В сентябре 1957 года выведен из активного состава флота и в июле 1963 года исключено из списков флота и передано в консервацию (Maritime Administration). В феврале 1972 года сдано на слом.

PearlHar195.jpg Плавбаза гидросамолетов AV-4 "Curtiss" вскоре после вступления в строй. 1940 год.

(Из коллекции N.H.C.)

Оглавление

Hosted by uCoz