Оглавление

К началу Второй мировой войны «Oglala» являлся флагманским кораблем минно-заградительных сил Тихоокеанского флота (flagship of the Pacific Fleet Mine Force). Во время нападения японской авиации на Пирл-Харбор минзаг был ошвартован левым бортом у наружного, правого борта легкого крейсера «Helena» у стенки пирса 1010 военно-морской верфи. Расстояние между кораблями составляло чуть больше трех метров. Единственная торпеда, поразившая крейсер, прошла прямо под килем минзага и взорвалась у борта крейсера, который был тяжело поврежден. От этого же взрыва также и в борту «Oglala» образовалась большая пробоина в средней части. Трюм стал затапливаться. Дополнительные повреждения корабль получил от взрыва упавшей рядом авиабомбы. Когда стало ясно, что удержать корабль на плаву не удастся, также как и выровнять крен, было решено передвинуть минзаг, чтобы при опрокидывании он не заблокировал крейсер «Helena» у стенки пирса. Через два часа, отведенный за корму крейсера, «Oglala» опрокинулся через левый борт и лег на дно гавани прямо у пирса.

В 1942 году «Oglala» был поднят, прошел временный ремонт в Пирл-Харборе, и в конце года перешел к западному побережью США для капитального ремонта. В 1943-44 годах корабль восстанавливался, а в мае 1943 года был переоборудован в судно ремонта двигателей внутреннего сгорания (internal combustion engine repair ship), получив обозначение ARG-1. В конце февраля 1944 года судно было принято флотом и в апреле прибыло в залив Milne Bay в Новой Гвинее. Использовалось как ремонтное судно и тендер для патрульных, минных и десантных кораблей. В июле судно перебазировалось в бухту Hollandia в Новой Гвинее, а в декабре - на остров Лейте. В начале 1946 года «Oglala» вернулся к западному побережью США, и в июле был выведен из состава флота на долговременное хранение (Maritime Commission custody). До сентября 1965 года корабль числился в Резервном флоте, затем был продан на слом.

Рапорт о нападении на Пирл-Харбор (Report of Pearl Harbor Attack)

Минный заградитель "Oglala", Пирл-Харбор, 11 декабря 1941 года

(Pearl Harbor, December 11, 1941).

От: Старший офицер (The Chief of the Bureau of Ships - начальник службы управления).
Для: Командир корабля (Commanding Officer).

1. В соответствии с рекомендацией командующего (а) представлено следующее описание событий 7 декабря 1941 года:

а. Обстановка. Во время нападения корабль был ошвартован левым бортом к крейсеру «Helena» на месте штатной стоянки В-2 у причала 1010 военно-морской верфи (Berth B-2, Ten Ten Dock, Navy Yard), с расстоянием между корпусами приблизительно восемь футов. Погода была ясная с хорошей видимостью.

Общий сбор по тревоге был объявлен приблизительно в 07.55 в самом начале японской атаки. Во время занятия боевых постов командой был обнаружен торпедоносец, приближающийся к кораблю и близко от борта, примерно на траверзе правого борта, сбросивший торпеду. Приблизительно в 07.57 сильный взрыв встряхнул корабль. Им были сорваны паелы (пайолы, прим. ВВС) трюма в кормовой кочегарке и разорван корпус на днище с левого борта. Котельное помещение стало быстро затапливаться. Персонал погасил топки котла, закрыл водонепроницаемые двери и люки и покинул кочегарку. В это же время, (07.57), несколько самолетов обстреляли судно из пулеметов. Приблизительно в 08.00 между «Oglala» и «Helena» упала бомба, сброшенная пикирующим бомбардировщиком. Она взорвалась у кормового котельного отсека или, возможно, немного впереди него. Силой взрыва бомбы, вероятно, был увеличен ущерб, предварительно нанесенный торпедным попаданием.

Приблизительно в 08.30 было сообщено о сильном поступлении воды в машинное отделение (engine room), и корабль накренился на 5 градусов на левый борт. Обследование показало, что носовая кочегарка сухая, но кормовая очень быстро затапливается. Энергоснабжения никакого не было, механизмы не действовали, в том числе насосы и помпы. Откачивать воду было нечем, поэтому становилось очевидным, что корабль долго на плаву не продержится.

Так как при затоплении минзага создавалась угроза заблокирования крейсера «Helena» у причальной стенки, было решено отбуксировать корабль от борта крейсера приткнув его к причалу в пустом месте. Два небольших буксира, находившиеся недалеко вместе с землечерпалкой, были призваны выполнить перемещение и помогли отбуксировать корабль. Приблизительно в 09.00 минзаг был приткнут к причалу 1010 за кормой крейсера «Helena».

PearlHar207.jpg

 

Минный заградитель «Oglala» у стенки главных портовых складов (Supply Depot) в Пирл-Харборе. 17 сентября 1941 года.

(Из коллекции Bureau of Ships Collection. В собрании U.S. National Archives)

PearlHar208.jpg Вид с пирса 1010 в сторону военно-морской верфи. Виден эсминец «Shaw», горящий в доке YFD-2, а также линкор «Nevada», горящий справа. На переднем плане опрокинувшийся минный заградитель «Oglala», далее у стенки пирса крейсер «Helena». Вдали за крейсером сухой док №1 (Drydock Number One), в котором стоит линкор «Pennsylvania» и горящие эсминцы «Cassin» и «Downes».

(Официальная фотография U.S. Navy. В собрании National Archives)

Оглавление