Оглавление

6.  ПОЖАР В ДОКЕ.

Оба эсминца впереди линкора горели от форштевня до кормы. Загорелась также нефть на поверхности воды, которая постепенно затопляла док. Из-за этого загорелась краска на бортах носовой части линкора. Со стороны «Cassin» (правый борт) с огнем кое-как справлялись пожарным брандспойтом из дока, но со стороны «Downes» (левый борт) брандспойта не было, и с огнем бороться было нечем.

Приблизительно в 09.30 на эсминцах начались внутренние взрывы, а в 09.41 на правом борту «Downes» взорвалась боевая часть торпеды, осыпав осколками довольно большую часть дока. Часть трубы торпеды весом от 500 до 1000 фунтов, упала на форкастль «Pennsylvania». Пожара не возникло, так как на баке линкора успели принять меры. Алюминиевая краска в отсеках А-102 и А-602-1 растаяла и стекала на палубу. Но все-таки распространение огня удалось взять под контроль до того, как был нанесён серьезный ущерб. Примерно в это время «Cassin», у которого часть днища корпуса была разобрана для ремонта, заполнился водой, накренился и навалился на «Downes». В это время оба эсминца были объяты пожарами.

7.  ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИНКОРА «Pennsylvania».

Бомба, с весом боевой части в 500 фунтов, сброшенная высотным бомбардировщиком с высоты от 10 до 12 футов (так в тексте, тысяч футов, все же, прим. ВВС), пробила шлюпочную палубу внутри защитного ограждения позади 5-дюймового орудия №7. После проникновения через палубу, очевидно, бомба отклонилась от траектории или просто перекатилась по палубе нижнего отсека и только затем взорвалась. В шлюпочной палубе образовалась пробоина приблизительно 20 на 20 футов. Появилась пробоина и в палубе каземата, на которой произошел взрыв. Кормовая переборка 5-дюймового 51-калиберного орудия №9 была сорвана. Само орудие вышло из строя. Также взрывом разрушена значительная часть оборудования камбуза и разорвано днище расходной масляной цистерны, содержимое которой потекло вниз.

Пламя взрыва и обломки настила главной палубы проникли вниз на вторую палубу. Рядом находился отсек подачи боезапаса к 3-дюймовому 50-калиберному орудия №3. Во время взрыва в отсеке находились ящики, содержащие приблизительно 24 снаряда 3-дюймового калибра. Из них 8 гильз были деформированы и рассечены. Высыпавшийся порох загорелся от горячих осколков, но взрыва не было.

Осколками на шлюпочной палубе сильно иссечена 40-футовая парусно-моторная шлюпка. Но благодаря этому были спасены люди из прислуги соседнего орудия левого борта.

От взрыва бомбы начались пожары в каземате на главной палубе и на второй палубе. Борьба с огнем была затруднена из-за отсутствия давления в пожарных магистралях и из-за сильного жара от горящего пробкового покрытия и краски на переборках. С пламенем боролись в основном огнетушителями. Пожары, а также вода и масло из пробитой цистерны нанесли большой ущерб в жилых офицерских помещениях на второй палубе в районе взрыва.

Кожух подъемника боеприпасов к 5-дюймовой батарее был сильно деформирован и сейчас подъемник не действует. Покороблены также три пролета подъемника.

В районе взрыва изорваны все коммуникационные кабели, требуется полный ремонт. Сильно иссечен осколками также кабель устройства размагничивания корабля.

Платформа 5-дюймового орудия №7, оказавшаяся рядом с участком поврежденной палубы, была сильно поднята взрывом. Само орудие потеряло возможность разворачиваться в носовые секторы стрельбы, но после замены поврежденных частей было вновь введено в действие.

Из-за прекращения поступления энергии с береговых постов, системы управления огнем перешли на резервное питание, но ресурсы аккумуляторов позволяли обслуживать только батареи одного борта. Орудия другого борта перешли на местное управление огнем.

8.  ПОТЕРИ В ЭКИПАЖЕ.

Взрыв бомбы в каземате №9 стал причиной гибели приблизительно 26 матросов и двух офицеров. [Далее текст пропущен] ...

... Наибольшее число людей погибли у орудий №9 и №7, другие погибли в отсеке боевой части (division) «V» на главной палубе под казематом №9 и у 3-дюймового орудия №3.

Один матрос, обслуживавший питающий насос котла в доке (от которого на линкор подавался пар) был убит, вероятно, пулей с самолета или осколком взорвавшейся в доке бомбы у правого борта линкора.

Общее количество раненых 29 человек. Характер большинства ран - серьезные ожоги и иссечение осколками.

9.  САМООТВЕРЖЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Поведение всех офицеров и матросов можно отметить только самым высоким уровнем. Не имелось никакой паники. Людей не приходилось убеждать или принуждать к действиям. [Далее текст пропущен] ...

.. .Множество рабочих верфи помогали тушить огонь брандспойтами, один человек из персонала верфи помогал подавать боеприпасы к орудиям.

10.  РАСХОД БОЕПРИПАСОВ.

Приблизительно в 10.30 с линкора послана моторная шлюпка в Западную бухту (West Loch) для доставки дополнительных боеприпасов. Приблизительно к 18.00 их расход полностью восстановлен. Первую доставку шлюпка сделала в течение часа после полудня. Точное число израсходованных припасов определить сложно, но примерные сведения следующие:
5-дюймовые 25-калиберные - 650 снарядов.
3-дюймовые 50-калиберные - 350 снарядов.
50-калиберные автоматы - 60 тысяч патронов.

3-дюймовые 50-калиберные орудия нередко вели огонь по высотным бомбардировщикам, вне их досягаемости действия. Но, учитывая высокий накал боя, офицеры не всегда пресекали эти действия. 50-калиберные автоматы также стреляли по высотным целям, хотя это было бесполезной тратой боеприпасов.

11.  РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ.

Предварительная работа по устранению повреждений от взрыва бомбы была начата командой линкора приблизительно в 14.00. Позже, на следующий день, работы продолжались с привлечением совместных ресурсов верфи и экипажа. Одно 5-дюймовое 51-калиберное орудие вместе с фундаментом было снято собственными силами с линкора «West Virginia» для установки на «Pennsylvania».

Предполагается закончить ремонт к 17 декабря. Корабль был готов к выходу в море немедленно после выхода из дока 12 декабря, при наличии одного недействующего 5-дюймового орудия №9.

12.  Реально оценить число напавших на гавань и остров Форд самолетов сложно. Я предположу оценить их количество как 60 машин.

Подписано: С.М. СООКЕ, Jr. [младший].

PearlHar227.jpg

 

Эсминцы «Downes» (слева) и опрокинувшийся на него «Cassin» затопленные в сухом доке №1 во время японского нападения. На заднем плане линкор «Pennsylvania».

(Официальная фотография U.S. Navy. В собрании National Archives)

Оглавление

Hosted by uCoz