Оглавление

При выборе заданий на проектирование линейных кораблей морской министр Ю. Ита и большинство командиров, следуя идеям Бертэна, высказывались за небольшие броненосцы водоизмещением 8000 тонн. Корабельные инженеры под влиянием англичан и ряд офицеров в морском министерстве настаивали на постройке линейных кораблей наибольшего водоизмещения - до 15 тысяч тонн (11). Убежденным сторонникам последнего мнения был Г. Ямамото, вскоре занявший пост морского министра. Позднее - в конце 1902 года - он утверждал, что только броненосцы самого большого водоизмещения «при настоящем состоянии военно-морской техники, наиболее гарантируют в бою победу, благодаря своему бронированию и силе артиллерии» (12). Оценивая так называемые «облегченные броненосцы» с 254-мм орудиями, бывшие в составе некоторых флотов, в том числе английского и российского, Г. Ямамото указывал, что они не отвечают определенным тактическим заданиям: имеют слабое бронирование и слишком легкие для линейного корабля орудия, а для крейсера - 254-мм пушки слишком тяжелы (13). Поэтому, если первые два японских броненосца - «Фудзи» и «Ясима» - представляли собой «уменьшенный» вариант английского «Ройал Соверейн», то заказанные в 1897 году три корабля проектировались в Англии в развитие броненосца типа «Маджестик», близкими к «Формидэбл» - новейшему и крупнейшему английскому броненосцу. При этом за счет бытовых помещений на японских кораблях нашли место для двух дополнительных 152-мм орудий. Следующие «Сикисима», «Хацусе» и «Асахи» проектировались и строились на разных частных заводах («Тэймз Айронворкс», «Армстронг и Ко» в Эльсвике и «Клайдбэнк»), но по одному заданию, поэтому их можно считать однотипными. Четвертый корабль - «Микаса», созданный на верфи Виккерса в Барроу, несколько отличался от них системой бронирования.

Защита на «Фудзи» и «Ясима», спроектированных инженерами фирмы «Тэймз Айронворкс» Д. Мэкроу и Ф. Уаттсом («Армстронг и Ко»), состояла из стальной брони, закаленной по способу Гарвея, и включала броневой пояс по ватерлинии в средней части корпуса (57% от его длины) толщиной 356-457 мм и шириной 2,4 метра с погружением в воду 1,8 метра, верхний броневой пояс толщиной 102 мм (40% длины) и шириной 2,4 метра. От продольных выстрелов цитадель внутри этих броневых поясов защищалась 356- и 102-мм траверзами. Броневая палуба поверх нижнего пояса имела толщину 102 мм, а оконечности защищались только броневой палубой со скосами толщиной 64 мм. По краям цитадели размещались два круглых барбета с броней 356 мм, в которых попарно устанавливались 305-мм орудия, защищенные сверху башнеподобными прикрытиями с лобовой броней 152 мм. Четыре орудия среднего калибра (152 мм) размещались в 152-мм броневых казематах на батарейной палубе, а шесть таких же пушек на верхней палубе не имели броневого прикрытия. Общий вес брони составлял около 24% проектного нормального водоизмещения.

«Ясима» отличался хорошей поворотливостью (14), достигнутой ценой уменьшения прочности кормовой части корпуса. На обоих броненосцах были установлены отжившие свой век огнетрубные котлы, по четыре подводных и одному надводному 457-мм минному аппарату. Заряжание 305-мм орудий могло производиться только при нахождении их параллельно диаметральной плоскости, что отрицательно влияло на скорость стрельбы - время заряжания каждого 305-мм орудия достигало 1,3 минуты. Нормальный запас угля составил 700 тонн, полная вместимость угольных ям - 1100 тонн. При полном запасе угля дальность плавания 10-узловым экономическим ходом достигала 3000 миль. Устройство котельных отделений позволяло создавать там дополнительный подпор воздуха - так называемую искусственную тягу, позволявшую форсировать мощность главных механизмов и обеспечить высокую скорость хода.

Корабли типа «Сикисима» отличались более совершенной защитой, изготовленной из никелевой гарвеевской брони. Они имели полный броневой пояс по ватерлинии толщиной 229 мм в средней части и 102 мм в оконечностях. Ширина пояса равнялась 2,4 метра, с погружением в воду на 1,4 метра. Второй броневой пояс при длине около половины длины корпуса имел толщину 152 мм. В средней части корабля, до нижней кромки главного пояса был доведен скос 102-мм броневой палубы, оканчивающийся в носу и корме 64-мм карапасами. Толщина лобового прикрытия орудий главного калибра в 356-мм барбетах была доведена до 254 мм. Все орудия среднего калибра помещались в отдельных 152-мм казематах на батарейной и верхней палубах. Вес брони достигал 30,4 - 32% от проектного нормального водоизмещения (15). В отличие от «Фудзи», на этих кораблях орудия главного калибра могли заряжаться при любом положении относительно диаметральной плоскости. Полная емкость угольных ям была доведена до 1550 - 1720 тонн (при нормальном запасе 700 тонн), что позволило довольно сильно увеличить дальность плавания.

На «Микаса» система бронирования предвосхитила новый тип британских броненосцев «Кинг Эдвард VII» (спущен на воду в 1903 году). На нем второй броневой пояс простирался только на 36 % длины корпуса, скосы броневой палубы имели толщину 76 мм. Короче оказалась и 229-мм наиболее толстая часть главного пояса (48 вместо 66 метров). Зато «Микаса» получил третий броневой пояс, доходивший до верхней палубы и защищавший батарею из десяти 152-мм орудий. Общий вес брони его составлял 28,5% проектного водоизмещения.

Прототипом для броненосных крейсеров 1-го класса японцы выбрали чилийский крейсер «O'Higgins», спроектированный и построенный под руководством инженера фирмы «Армстронг» Ф. Уаттса. В основу заданий были положены усиление бронирования и вооружения по сравнению с прототипом при сохранении умеренных скорости и дальности плавания.

Построенный Ф. Уаттсом в Эльзвике «Асама» фактически представлял собой быстроходный линейный корабль уменьшенных размеров. Главный броневой пояс толщиной 178 мм в середине и 89 мм в оконечностях защищал корпус на всем протяжении по ватерлинии. При ширине 2,1 метра он погружался в воду на 1,5 метра. Второй броневой пояс толщиной 127 мм занимал около 50% длины корпуса. Броневая палуба, расположенная аналогично «Сикисима», имела толщину 51 мм. Орудия главного калибра устанавливались попарно в башнях, защищенных 152-мм плитами. В каждой башне хранилось по 62 снаряда. Десять из четырнадцати 152-мм орудий защищались 152-мм броней казематов. Боевые рубки, как и на броненосцах, защищались 356-мм броней (16). Вес брони на «Асама» составлял 27,5% от проектного водоизмещения. Емкость угольных ям при полной загрузке достигала 1400 тонн, при нормальном запасе 600 тонн.

Армстронг построил для Японии однотипные «Асама» и «Токива», а несколько позже - «Идзума» и «Ивате». Еще один, «Адзума», был построен во Франции. Шестой, «Якумо» - в Германии. Последние четыре крейсера отличались от прототипа главным образом внешним видом и более современными водотрубными котлами.

Бронепалубные крейсера-разведчики 2-го класса японское морское министерство также заказало по эльзвикским прототипам. Построенные в США «Титосе» и «Касаги» в основных конструктивных решениях напоминали спроектированный Ф. Уаттсом «Такасаго». Отличительными чертами этих кораблей являлись два мощных орудия главного калибра - 203 мм в палубных установках с 114-мм щитами на полубаке и полуюте в сочетании с тесно расположенной в средней части корпуса 120-мм и 76-мм артиллерией. Вес вооружения и боезапаса составлял от 6,5 до 8,7% от проектного водоизмещения.

Защита состояла из броневой палубы со скосами толщиной от 45 до 114 мм и боевой рубки с 114 мм плитами. Верхняя палуба «Такасаго» была деревянной, остойчивость крейсера оказалась недостаточной, что вызвало понижение высоты боевых марсов. Скорость его в открытом море не превышала 21 узла (17). Нормальный запас угля составлял всего 350 тонн. Доведение запаса угля до полной емкости угольных ям - 1000-1075 тонн - вызывало значительную перегрузку и ухудшение маневренных элементов. Все три корабля имели устаревшие огнетрубные котлы.

Три крейсера 3-го класса, построенные в Японии - «Цусима», «Ниитака» и «Отава» - представляли собой дальнейшее развитие типа «Сума», спущенного на воду в 1895 году в Йокосуке. Характерными чертами этих кораблей были сравнительно сильное вооружение при недостаточной скорости хода и низком нормальном запасе топлива. Они явно отставали от оперативно-тактических требований начала ХХ-го века и могли эффективно использоваться только для охранения торговых судов на небольших переходах и в бою со слабыми крейсерами противника.

Из крейсеров, построенных до японо-китайской войны, наиболее примечательным был быстроходный «эльзвикский» «Иосино». Остальные крейсера были тихоходны и обладали низкими мореходными качествами. Тем не менее, японское морское министерство проявило завидную последовательность в подготовке их к боевым действиям - на большинстве кораблей была установлена современная скорострельная артиллерия, проведены необходимые работы по ремонту и модернизации машинно-котельных установок. В результате даже крейсера постройки 80-х годов оказались в состоянии вести активные боевые действия и сыграли важную роль в войне.

Оглавление

Hosted by uCoz