"Во всем свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
Император Александр III.
До середины XIX-го века флот Японии, находившийся в искусственной изоляции от всего мира, представлял собой действующий музей примитивных судов, типы которых восходили к древней истории страны и не могли сравниться с высшими достижениями кораблестроения. Только после реставрации власти императора (Микадо) - так называемого «обновления Мейдзи» (1868) - Япония встала на путь реорганизации своих вооруженных сил по европейским образцам.
В 1873 году в стране создаются военное и военно-морское министерства, принимается закон о всеобщей воинской повинности. Первыми учителями - советниками японцев по флоту были будущие британские адмиралы Трэйси и Хопкинс, а позднее французский корабельный инженер Эмиль Бертэн и англичанин капитан 1-го ранга Инглез. Наряду с заказом кораблей за границей - в Англии и Франции - японцы с помощью французских специалистов оборудовали для строительства крейсеров адмиралтейство в Йокосуке. Программой 1889 года предусматривалось строительство двадцати пяти крейсеров и канонерских лодок, а также тридцати миноносцев. Для ее выполнения пришлось выпустить внутренний морской заем в 50 миллионов йен (1). Ограниченные финансовые возможности не позволили завершить программу к 1894 году, когда в боевой состав японского флота входили один малый броненосец и одиннадцать броненосных и бронепалубных крейсеров водоизмещением от 2250 до 4280 тонн. Эти корабли значительно уступали лучшим кораблям европейских флотов в размерах и вооружении. Однако новая японская кораблестроительная программа 1894 года предусматривала строительство двух броненосцев 1-го класса - «наиболее сильного типа», и двух крейсеров - бронепалубного и минного (авизо) (2). Таким образом, Япония приступила к созданию линейного флота на Дальнем Востоке.
18 июля 1894 года внезапным нападением на китайские корабли в районе Корейского порта Асан Япония начала войну с Китаем. В войне 1894-1895 годов японские милитаристы преследовали далеко идущие захватнические цели на Азиатском континенте. Их задачи облегчались низкой боеготовностью вооруженных сил отсталого Китая.
После разгрома китайского флота в сражении при устье реки Ялуцзян японцы штурмом овладели крепостью и военно-морской базой Порт-Артур в южной части Квантунского (Ляодунского) полуострова. Вскоре они взяли и военно-морскую базу Вей-Хай-Вей на Шантунге (Шаньдуне), где 1 февраля сдались остатки разбитого китайского флота (3). Условия мирного договора были тяжелыми для Китая, уступавшего Японии ряд территорий, из которых наиболее важной была часть Квантунского полуострова с Порт-Артуром, образно названным японским Микадо «оборонительной стеной всего государства» (4). Китай выплачивал победителю огромную контрибуцию - в перерасчете около 400 миллионов золотых рублей.
Территориальные захваты японских милитаристов встревожили европейские державы, преследовавшие свои интересы в Китае. 11 апреля 1895 года правительства России, Германии и Франции совместно опротестовали аннексию Квантунского полуострова. При этом Россия, границам которой японская экспансия на континенте представляла непосредственную угрозу, готовилась поддержать дипломатию внушительной демонстрацией вооруженных сил.
Задача такой демонстрации возлагалась на эскадру Тихого океана, усиленную подкреплениями с Балтики и из Средиземного моря. 24 апреля 1895 года главные силы Соединенных эскадр Тихого океана и Средиземного моря под командованием вице-адмирала С.П. Тыртова сосредоточилась на рейде китайского порта Чифу (Яньтай) в 75 милях от Порт-Артура. Младшими флагманами эскадр были контр-адмиралы С.О. Макаров и Е.И. Алексеев. По поручению Тыртова Макаров разработал план подготовки к бою, корабли перекрасили в серо-оливковый «боевой» цвет, приняли меры на случай внезапного нападения. Преимущество Российских морских сил заключались в наличии крупных кораблей - одного эскадренного броненосца и трех броненосных крейсеров, равных которым не было в более многочисленном японском флоте. Это явилось одной из причин успеха демонстрации: Япония отказалась от Квантуна.
Вынужденное оставить часть «законной добычи», японское правительство взяло курс на подготовку войны с Россией, которая явилась основным противником его агрессивных планов на азиатском континенте. В целях этой подготовки намечалось невиданное в истории страны усиление армии и флота. Первая и вторая программы развития Японского флота (1895 и 1896 годов) предусматривали постройку десятков новых кораблей, в том числе четырех первоклассных броненосцев (15000 тонн) и четырех бронепалубных крейсеров (7500 тонн). В 1897 году последние заменили на шесть более мощных броненосных крейсеров водоизмещением по 9600 тонн (5). На выполнение двух программ в течение 10 лет требовалось 246 миллионов йен (6) - около 320 миллионов рублей. Учитывая, что общие военные расходы Японии до 1895 года не превышали 30 миллионов рублей, эта сумма представлялась непосильной для государственного бюджета.
Однако контрибуция с Китая помогла японским милитаристам не только выполнить программы, но и завершить постройку крупных боевых кораблей к 1903 году. Успех японской экспансии на материк определялся мощью военного флота, который мог обеспечить перевозку и снабжение армии. Правильно оценивая роль флота в предстоящей войне, японское правительство в 1895-1904 годах выделяло на его содержание и развитие в среднем около 46% от ежегодных военных расходов (7). Кроме того, около 26 миллионов рублей из армейского бюджета выделялось в 1896-1902 годах на строительство приморских крепостей. Общие ежегодные расходы на вооруженные силы в 1899 достигли 150 миллионов рублей. Немалую роль в финансировании военных приготовлений Японии сыграл и заем в размере 500 миллионов рублей, предоставленный Соединенными Штатами (8).
Энергичные меры по созданию кораблестроительной базы, предпринятые в Японии, к началу войны еще не обеспечили готовность верфей к строительству кораблей всех классов, а также заводов к выпуску самых мощных орудий.
Предполагалось, что из кораблей программы 1895 -1897 года в Японии будут построены один броненосец, два броненосных крейсера, два крейсера 3-го класса, два минных крейсера, семь истребителей, девятнадцать миноносцев 1-го класса, двадцать семь - 2-го класса и тридцать пять - 3-го классов. Однако неготовность верфей в сочетании со стремлением как можно быстрее завершить программы привели к заказу всех крупных броненосных кораблей за границей (9).
Большое значение имел выбор типов предположенных к постройке кораблей. Еще в 1887 году японцы решили отказаться от орудий Круппа и стали закупать скорострельные 152-мм и 120-мм орудия Армстронга (завод в Эльсвике, Англия), а крупного калибра - только во Франции - системы Кане. Французской системы придерживались в 1887-1890 годах и в кораблестроении (Эмиль Бертэн). В программах 1895-1897 годов был окончательно совершен переход только к английским орудиям системы Армстронга и к английским типам кораблей: все четыре броненосца и четыре броненосных крейсера были заказаны в Англии. В 1904 году в японском флоте приняли на вооружение и орудия фирмы Виккерса (10).