Оглавление

Из миноносцев требованиям времени отвечали корабли последней серии - типа «Касасаги». Спроектированные французскими инженерами.

Для действий вблизи берегов и защиты японских баз определенное значение имели суда береговой обороны (18) - устаревшие, в том числе деревянные крейсеры - и канонерские лодки. Водоизмещение японских канонерских лодок не превышало 700 тонн, лучшие из них были вооружены современными скорострельными орудиями.

В японском флоте числились и несколько трофейных - бывших китайских кораблей, лучшим из которых был броненосец 2-го класса «Тин Эн» водоизмещением 7350 тонн. Японцы вооружили его скорострельными 152-мм и 57-мм пушками, но орудия главного калибра оставались устаревшими: четыре 305-мм системы Круппа с длиной ствола всего 20 калибров.

Оценивая состав японского флота к началу войны, следует отметить, что в целом японцам удалось удачно использовать опыт самой крупной морской державы - Англии. Достижения английской промышленности - кораблестроения и производства корабельного вооружения - фактически определили высокий уровень материальной части японского флота. Непосредственный заказ кораблей и вооружения в Англии позволил японцам избежать трудностей становления собственной промышленности, которые отрицательно сказались бы не только на сроках, но и на качестве оружия и техники. Поэтому флот, построенный по программам 1894-1897 годов надо признать отвечающим лучшим мировым достижениям. Несомненными успехами японского морского министерства следует признать:
-  Выбор наиболее крупного и сильного типа броненосного линейного корабля.
-  Выбор и удачную корректуру заданий на броненосные крейсеры, отличающиеся от соответствующих кораблей других флотов мощным артиллерийским вооружением и броневой защитой.
-  Модернизация вооружения и машинно-котельных установок старых кораблей, что позволило использовать их наряду с новейшими.

Однако нельзя не отметить и недостатков корабельного состава японского флота. Из шести его линейных кораблей два - типа «Фудзи», проекты которых были основаны на британских аналогах 1889-1890 годов, к 1904 году уже нельзя было считать вполне современными. Защита корпуса и артиллерии броненосцев типа «Фудзи» не соответствовала средствам поражения начала ХХ-го века. С тактической точки зрения не выдерживала критики и конструкция башен крейсеров типа «Асама», где во вращающейся части выше верхней палубы хранилась почти половина снарядов. Быстроходные крейсера 2-го класса типа «Титосе» имели неудачное сочетание калибров артиллерии и слишком тесное расположение самих орудий. Погоня частных фирм за скоростью хода здесь также отрицательно сказалась на мореходных качествах и прочности корпусов. Пять крейсеров 3-го класса, построенные в Японии в 1895-1903 годах, уступали в скорости своим современникам - большим броненосным крейсерам, что делало небезопасным их использование для разведки и поддержки миноносцев.

Около половины всех японских бронепалубных крейсеров 1904 года были вообще тихоходны. Истребители в естественной эксплуатации далеко не достигали своих нормальных скоростей, показанных на приемных испытаниях.

Система

Калибр / дюймы / мм / длина ствола

Вес снаряда кг

Дальность стрельбы кбт

Скорость стрельбы в мин. (технич.)

Крупп

12/305/20

328

30

0,2

Кане

12,5/ 320 / 40

449

?

0,1

Армстронг

12/305/40

385

69

0,75 «Фудзи»

1,0 «Сикисима»

Виккерс

1,5 «Микаса»

Армстронг

8 / 203 / 40

 113,4

65

3-4

Армстронг

6/ 152/40

45,3

56

5-6

Армстронг

4,7/ 120/45

20,4

48

6-8

Армстронг

3/76/40

5,7

4?

10

Япония не имела собственного подводного кораблестроения, а руководство японского флота до начала войны не озаботилось приобретением подводных лодок. Отсутствие последних, а также некоторых типов специальных кораблей (например, быстроходных минных заградителей) позволяет сделать вывод о том, что флот страны Восходящего солнца далеко не во всех отношениях был на уровне мировых достижений.

Наконец, в 1904 году японский флот практически не имел резерва на случай длительной войны. В постройке находились два новых броненосца типа «Касима» (16.400 тонн) на английских верфях (Армстронг) со сроком готовности не ранее 1906 года. Один новый броненосный крейсер «Цукуба» строился в Японии и мог быть спущен на воду в 1905 году. Только крейсера 3-го класса «Цусима» и «Отова» достраивались на плаву соответственно в Куре и Йокосуке, и ожидались в строю флота до 1905 года. В Японии также строились три истребителя типа «Харусаме» и лишь готовилась к постройке большая серия истребителей типа «Асаказе». Таким образом, японское морское командование в своих оперативных планах могло рассчитывать только на наличный состав флота к началу 1904 года и серьезное усиление его в ходе войны было маловероятным.

ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА ЛИЧНОГО СОСТАВА ЯПОНСКОГО ФЛОТА

(Таблица составлена по данным Сборника военно-морских сведений, т. IV, с. 33 и Военных флотов, 1909 г., с. 354)

Категории

На 1 января 1897 г.

На 1 января 1906 г.

Адмиралы и им равные

16

78

Штаб-офицеры

232

795

Обер-офицеры

857

1920

Кандидаты в офицеры (гардемарины)

95

193

Кондукторы (уоррент-офицеры)

387

948

Унтер-офицеры

2145

7565

Матросы

10682

28342

Итого

14414

39841

 

Классы кораблей

Состав флота на 1 января 1896 года

Программы 1894, 1895, 1896 и 1897 годов

Фактически строились в 1894-1903 годах

Вступили в строй до 27-го января 1904 года

Состав флота на 27 января 1904 года

Броненосцы 1-го класса

-

6

6

6

6

Броненосцы 2 и 3-го классов

1

-

-

-

2

Броненосные крейсеры

-

6

6

6

6 + 2*

Бронепалубные крейсеры 2-го класса

1

3

3

3

4

Бронепалубные крейсеры 3-го класса

9

3

4

2

11+2**

Минные крейсеры (авизо)

2

4

2

2

4

Морские канонерские лодки и малые крейсеры

9

-

1

1

11

Минные транспорты

-

1

-

-

1

Истребители

-

11

20

20

19 + 3 ***

Миноносцы

42

89

63

63

86

* - Броненосные крейсеры «Ниссин» и «Кассуга», купленные в Италии в декабре 1903 года.
** - «Цусима» и «Отова»; в крейсера 3-го класса включены также более крупные, но тихоходные три крейсера типа «Ицукусима».
*** - Вступили в строй в 1905 году.

Оглавление