Из миноносцев требованиям времени отвечали корабли последней серии - типа «Касасаги». Спроектированные французскими инженерами.
Для действий вблизи берегов и защиты японских баз определенное значение имели суда береговой обороны (18) - устаревшие, в том числе деревянные крейсеры - и канонерские лодки. Водоизмещение японских канонерских лодок не превышало 700 тонн, лучшие из них были вооружены современными скорострельными орудиями.
В японском флоте числились и несколько трофейных - бывших китайских кораблей, лучшим из которых был броненосец 2-го класса «Тин Эн» водоизмещением 7350 тонн. Японцы вооружили его скорострельными 152-мм и 57-мм пушками, но орудия главного калибра оставались устаревшими: четыре 305-мм системы Круппа с длиной ствола всего 20 калибров.
Оценивая состав японского флота к началу войны, следует отметить, что в целом японцам удалось удачно использовать опыт самой крупной морской державы - Англии. Достижения английской промышленности - кораблестроения и производства корабельного вооружения - фактически определили высокий уровень материальной части японского флота. Непосредственный заказ кораблей и вооружения в Англии позволил японцам избежать трудностей становления собственной промышленности, которые отрицательно сказались бы не только на сроках, но и на качестве оружия и техники. Поэтому флот, построенный по программам 1894-1897 годов надо признать отвечающим лучшим мировым достижениям. Несомненными успехами японского морского министерства следует признать:
- Выбор наиболее крупного и сильного типа броненосного линейного корабля.
- Выбор и удачную корректуру заданий на броненосные крейсеры, отличающиеся от соответствующих кораблей других флотов мощным артиллерийским вооружением и броневой защитой.
- Модернизация вооружения и машинно-котельных установок старых кораблей, что позволило использовать их наряду с новейшими.
Однако нельзя не отметить и недостатков корабельного состава японского флота. Из шести его линейных кораблей два - типа «Фудзи», проекты которых были основаны на британских аналогах 1889-1890 годов, к 1904 году уже нельзя было считать вполне современными. Защита корпуса и артиллерии броненосцев типа «Фудзи» не соответствовала средствам поражения начала ХХ-го века. С тактической точки зрения не выдерживала критики и конструкция башен крейсеров типа «Асама», где во вращающейся части выше верхней палубы хранилась почти половина снарядов. Быстроходные крейсера 2-го класса типа «Титосе» имели неудачное сочетание калибров артиллерии и слишком тесное расположение самих орудий. Погоня частных фирм за скоростью хода здесь также отрицательно сказалась на мореходных качествах и прочности корпусов. Пять крейсеров 3-го класса, построенные в Японии в 1895-1903 годах, уступали в скорости своим современникам - большим броненосным крейсерам, что делало небезопасным их использование для разведки и поддержки миноносцев.
Около половины всех японских бронепалубных крейсеров 1904 года были вообще тихоходны. Истребители в естественной эксплуатации далеко не достигали своих нормальных скоростей, показанных на приемных испытаниях.
Система |
Калибр / дюймы / мм / длина ствола |
Вес снаряда кг |
Дальность стрельбы кбт |
Скорость стрельбы в мин. (технич.) |
Крупп |
12/305/20 |
328 |
30 |
0,2 |
Кане |
12,5/ 320 / 40 |
449 |
? |
0,1 |
Армстронг |
12/305/40 |
385 |
69 |
0,75 «Фудзи» |
1,0 «Сикисима» |
||||
Виккерс |
1,5 «Микаса» |
|||
Армстронг |
8 / 203 / 40 |
113,4 |
65 |
3-4 |
Армстронг |
6/ 152/40 |
45,3 |
56 |
5-6 |
Армстронг |
4,7/ 120/45 |
20,4 |
48 |
6-8 |
Армстронг |
3/76/40 |
5,7 |
4? |
10 |
Япония не имела собственного подводного кораблестроения, а руководство японского флота до начала войны не озаботилось приобретением подводных лодок. Отсутствие последних, а также некоторых типов специальных кораблей (например, быстроходных минных заградителей) позволяет сделать вывод о том, что флот страны Восходящего солнца далеко не во всех отношениях был на уровне мировых достижений.
Наконец, в 1904 году японский флот практически не имел резерва на случай длительной войны. В постройке находились два новых броненосца типа «Касима» (16.400 тонн) на английских верфях (Армстронг) со сроком готовности не ранее 1906 года. Один новый броненосный крейсер «Цукуба» строился в Японии и мог быть спущен на воду в 1905 году. Только крейсера 3-го класса «Цусима» и «Отова» достраивались на плаву соответственно в Куре и Йокосуке, и ожидались в строю флота до 1905 года. В Японии также строились три истребителя типа «Харусаме» и лишь готовилась к постройке большая серия истребителей типа «Асаказе». Таким образом, японское морское командование в своих оперативных планах могло рассчитывать только на наличный состав флота к началу 1904 года и серьезное усиление его в ходе войны было маловероятным.
ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА ЛИЧНОГО СОСТАВА ЯПОНСКОГО ФЛОТА
(Таблица составлена по данным Сборника военно-морских сведений, т. IV, с. 33 и Военных флотов, 1909 г., с. 354)
Категории |
На 1 января 1897 г. |
На 1 января 1906 г. |
Адмиралы и им равные |
16 |
78 |
Штаб-офицеры |
232 |
795 |
Обер-офицеры |
857 |
1920 |
Кандидаты в офицеры (гардемарины) |
95 |
193 |
Кондукторы (уоррент-офицеры) |
387 |
948 |
Унтер-офицеры |
2145 |
7565 |
Матросы |
10682 |
28342 |
Итого |
14414 |
39841 |
Классы кораблей |
Состав флота на 1 января 1896 года |
Программы 1894, 1895, 1896 и 1897 годов |
Фактически строились в 1894-1903 годах |
Вступили в строй до 27-го января 1904 года |
Состав флота на 27 января 1904 года |
Броненосцы 1-го класса |
- |
6 |
6 |
6 |
6 |
Броненосцы 2 и 3-го классов |
1 |
- |
- |
- |
2 |
Броненосные крейсеры |
- |
6 |
6 |
6 |
6 + 2* |
Бронепалубные крейсеры 2-го класса |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
Бронепалубные крейсеры 3-го класса |
9 |
3 |
4 |
2 |
11+2** |
Минные крейсеры (авизо) |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
Морские канонерские лодки и малые крейсеры |
9 |
- |
1 |
1 |
11 |
Минные транспорты |
- |
1 |
- |
- |
1 |
Истребители |
- |
11 |
20 |
20 |
19 + 3 *** |
Миноносцы |
42 |
89 |
63 |
63 |
86 |
* - Броненосные крейсеры «Ниссин» и «Кассуга», купленные в Италии в декабре 1903 года.
** - «Цусима» и «Отова»; в крейсера 3-го класса включены также более крупные, но тихоходные три крейсера типа «Ицукусима».
*** - Вступили в строй в 1905 году.