Оглавление

Резервом военного флота Японии отчасти мог считаться торговый флот, бывший предметом особой заботы японского правительства. Еще в 1882 году оно заключило контракт с компанией «Мицубиси» о поставке для военного флота в семидневный срок пароходов общей вместимостью 22 тысячи брт со скоростью не менее 12 узлов. Обязательство компании стимулировалось ежегодной субсидией в 100 тысяч йен. В 1898 году В Японии принимается закон о выдаче премий за отечественное судостроение (19). Результаты не замедлили сказаться: в 1871 году тоннаж японского парового флота составлял всего 21 тысячу, к 01 году он возрос до 577 тысяч брт, а в 1904-1905 годах под японским флагом плавали 1299 пароходов общим тоннажем 789,5 тысяч брт. Из них 207 наиболее крупных (всего около 500 тысяч брт) (20) были использованы при ведении боевых действий в качестве вспомогательных крейсеров, транспортов, плавмастерских, брандеров и т.п.

Артиллерия японского флота в основном соответствовала английским стандартам, которых придерживалась вооружавшая японские корабли фирма Армстронга. На некоторых более старых кораблях имелись орудия Кане и Круппа, а на новейшем «Микаса» - орудия Виккерса. Орудия последней фирмы обеспечивали наиболее высокую скорость стрельбы.

Масса разрывного заряда в снарядах новой японской артиллерии составляла от 5 до 11% массы снаряда. Крупнокалиберные фугасные снаряды имели ударную трубку (взрыватель) в головной части, бронебойные - в донной. Снаряжались снаряды японским мелинитом - шимозой - взрывчатым веществом сильного бризантного действия. Стрельба велась бездымным порохом - кордитом. Этот порох, основанный на нитроглицерине, был опасен для своего корабля при длительном хранении и под огнём противника. Взрыватели же японского флота к началу войны были весьма несовершенны: многие снаряды не взрывались, некоторые взрывались в стволе собственных орудий, а трубки бронебойных снарядов не обеспечивали должной задержки подрыва, поэтому снаряды взрывали при ударе о броню, не пробивая ее. Орудия на большинстве кораблей были собственно английского производства, к 1903  году производство орудий калибром от 76 до 234 мм было уже освоено в арсенале в Куре.

Все орудия калибром от 76 мм до 320 мм снабжались оптическими прицелами, а для управления огнем использовались горизонтальные - базовые дальномеры Барра и Струда и приборы передачи команд и расстояний английского производства.

Миноносцы вооружались 356-мм самодвижущимися минами (торпедами), а истребители и большие корабли - последними образцами 457-мм мин Уайтхеда с массой заряда свыше 90 кг. К 1904 году все японские броненосцы и крейсеры получили радиостанции системы Маркони.

Японцам удалось в сжатые сроки решить сложную для изолированной в недавнем прошлом страны проблему комплектования флота кадрами личного состава. В 1889 году во флоте служили 9800 человек, при этом большинство штаб-офицеров длительно учились и стажировались в Англии (обычно в училищах и на судах торгового флота). В 1895 году, после завершения войны с Китаем, личный состав флота достиг 16,5 тысяч человек, в 1900 году - уже 24 тысячи (21), а в начале 1904  года - 37,1 тысяч человек, включая 2100 офицеров (5-е место в мире). После войны 1904-1905 годов, несмотря на потери, флот насчитывал почти 40 тысяч моряков.

Рядовой и унтер-офицерский состав комплектовался как на основе закона о всеобщей воинской повинности (срок службы 4 года), так и добровольцами, служившими 8 лет. Из числа последних, как правило, выходили и кондукторы, которые составляли 2,5% всего личного состава. Призывной возраст - 21 год, половину ежегодного нового набора составляли военнообязанные рекруты и половину - добровольцы. Обучение матроса включало 5-6 месяцев в казармах и школах на берегу и 6 месяцев морской практики. Для матросских званий было установлено пять классов и три класса званий - для унтер-офицеров. Способности и старание рядового состава японского флота обеспечивали успешное освоение им сложной техники. Мобилизационные потребности покрывались обученным запасом (резервом), в котором рекруты состояли 8 лет, а добровольцы 4 года после действительной службы.

Офицерский состав готовился в двух училищах: строевые офицеры - в Морском училище (с 1895 года - на острове Этидзима, вблизи Куре), инженер-механики - в Морском инженерном в Йокосуке. Первое из них было рассчитано на 400 воспитанников, проходивших строгий отбор (10 кандидатов на место), срок обучения - 3 года с выпусков кандидатов в офицеры (гардемарины, мидшипмены), которые через год плавания производились в первый офицерский чин. Выпуск из училища ежегодно увеличивался со 134 человек в 1897 году до 186 человек в 1902-м. Для практики мидшипменов были выделены три крейсера типа «Ицукусима». Во время войны боевые корабли японского флота имели полный комплект как строевых офицеров, так и инженер-механиков, которых в Йокосуке учили 4 года.

Офицеры и инженер-механики совершенствовали подготовку в практических минной, артиллерийской и механической школах, и основанной в 1888 году Морской Академии, где имелись общий военно-морской, специальный военно-морской (артиллерия, мины, штурманское дело) и механический отделы, а также отдел вольнослушателей. Сильной стороной японской академии было наличие общего военно-морского отдела, где в течение одного года изучали тактику, стратегию и историю. Окончание этого отдела было обязательной ступенью подготовки для занятия высших командных должностей.

Производство японских офицеров имело много ступеней. Для обер-офицеров предусматривалось три чина - мичман (22), младший лейтенант, лейтенант с выслугой в каждом чине от 1 до 5 лет. Для штаб-офицеров - капитан-лейтенант, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга с выслугой в чине по два года. В контр-адмиралы и выше (вице-адмирал, адмирал) производили только по выбору и за отличие. При этом часто выдвигались молодые и способные. Средний возраст кондукторов и флагманов в японском флоте по состоянию на январь 1906 года был ниже, чем в английском и составлял 50 лет для контр-адмиралов, 52,1 - для вице-адмиралов, 44,3 - для капитанов 1-го ранга и 38,1 - для капитанов 2-го ранга. В то же время японские мичманы (23,6 года) были старше своих европейских коллег.

Большинство командиров кораблей и адмиралов в 1904 году имело боевой опыт войн с Китаем в 1894-1895 и в 1900-1901 годах.

Высшее военно-морское управление Японии реформировалось в 1893, 1897 и в 1900-1901 годах. При этом отдельные элементы его структуры были заимствованы из Германии (23), Франции и России. Принципиальное значение имело проведенное в 1893 году разделение административного и оперативного руководства морским ведомством. Первое было сосредоточено в руках морского министра, второе - в руках начальника морского командующего морского департамента типа Морского Генерального Штаба. По опыту своего флота и маневров 1900 года японцы усилили децентрализацию внутри самого морского ведомства, но сосредоточили главные нити управления в формальном ведении верховного вождя - императора (микадо). Императору непосредственно подчинялись:
-  Высший военно-морской совет из заслуженных адмиралов и генералов, выполнявший совещательные и инспекторские функции.
-  Военно-морской советник.
-  Морское министерство (во главе - морской министр).
-  Морской командующий департамент, который иногда назывался Морским Генеральным штабом, и во главе которого стоял начальник штаба, адмирал или вице-адмирал.
-  Постоянная эскадра - главные силы флота в мирное время, которой командовал начальник эскадры, вице-адмирал.
-  Главные командиры военных портов (Сасебо, Куре, Йокосука, Майдзуру) и командиры «важных» торговых портов.
-  Генерал-губернатор острова Формоза.

СОСТАВ ПОСТОЯННОЙ ЭСКАДРЫ ЯПОНСКОГО ФЛОТА В 1900-1903 ГОДАХ

февр. 1900 г.

сент. 1900 г.

февр. 1901 г.

окт. 1901 г.

сент. 1902 г.

апр. 1903 г.

июль 1903 г.

«Ясима» (флаг)

«Сикисима» (флаг)

«Сикисима» (флаг)

«Хацусе» (флаг)

«Хацусе» (флаг)

«Сикисима» (флаг)

«Хацусе» (флаг)

«Тин Эн» «Тин Эн» «Асама» «Асахи» «Микаса»

«Фудзи»

«Ясима»
«Такасаго» «Токива» «Якумо» «Ивате» «Асахи»

«Идзумо»

«Асахи»
«Акицусима» «Мацусима» «Касаги» «Якумо» «Фусо»

«Токива»

«Сикисима»
«Идзуми» «Сума» «Акицусима» «Идзумо» «Токива»

«Якумо»

«Токива»
«Акаси» «Сай Эн» «Тийода» «Касаги» «Якумо»

«Титосе»

«Ивате»

истребители учебные суда «Акаси» «Мияко»

«Иосино»

«Якумо»
«Синономе» «Хасидате» истребители кан/лодка

«Нанива»

«Адзума»
«Муракумо» «Ицукусима» «Оборо» «Амаги»

«Такатихо»

«Идзумо»

«Югири»

«Акицусима»

«Титосе»

«Тийода»

истребители - 8 ед.

«Мияко»

«Сай Эн»

кан/лод. «Осима»

кан/лод. «Атаго»

Оглавление