Резервом военного флота Японии отчасти мог считаться торговый флот, бывший предметом особой заботы японского правительства. Еще в 1882 году оно заключило контракт с компанией «Мицубиси» о поставке для военного флота в семидневный срок пароходов общей вместимостью 22 тысячи брт со скоростью не менее 12 узлов. Обязательство компании стимулировалось ежегодной субсидией в 100 тысяч йен. В 1898 году В Японии принимается закон о выдаче премий за отечественное судостроение (19). Результаты не замедлили сказаться: в 1871 году тоннаж японского парового флота составлял всего 21 тысячу, к 01 году он возрос до 577 тысяч брт, а в 1904-1905 годах под японским флагом плавали 1299 пароходов общим тоннажем 789,5 тысяч брт. Из них 207 наиболее крупных (всего около 500 тысяч брт) (20) были использованы при ведении боевых действий в качестве вспомогательных крейсеров, транспортов, плавмастерских, брандеров и т.п.
Артиллерия японского флота в основном соответствовала английским стандартам, которых придерживалась вооружавшая японские корабли фирма Армстронга. На некоторых более старых кораблях имелись орудия Кане и Круппа, а на новейшем «Микаса» - орудия Виккерса. Орудия последней фирмы обеспечивали наиболее высокую скорость стрельбы.
Масса разрывного заряда в снарядах новой японской артиллерии составляла от 5 до 11% массы снаряда. Крупнокалиберные фугасные снаряды имели ударную трубку (взрыватель) в головной части, бронебойные - в донной. Снаряжались снаряды японским мелинитом - шимозой - взрывчатым веществом сильного бризантного действия. Стрельба велась бездымным порохом - кордитом. Этот порох, основанный на нитроглицерине, был опасен для своего корабля при длительном хранении и под огнём противника. Взрыватели же японского флота к началу войны были весьма несовершенны: многие снаряды не взрывались, некоторые взрывались в стволе собственных орудий, а трубки бронебойных снарядов не обеспечивали должной задержки подрыва, поэтому снаряды взрывали при ударе о броню, не пробивая ее. Орудия на большинстве кораблей были собственно английского производства, к 1903 году производство орудий калибром от 76 до 234 мм было уже освоено в арсенале в Куре.
Все орудия калибром от 76 мм до 320 мм снабжались оптическими прицелами, а для управления огнем использовались горизонтальные - базовые дальномеры Барра и Струда и приборы передачи команд и расстояний английского производства.
Миноносцы вооружались 356-мм самодвижущимися минами (торпедами), а истребители и большие корабли - последними образцами 457-мм мин Уайтхеда с массой заряда свыше 90 кг. К 1904 году все японские броненосцы и крейсеры получили радиостанции системы Маркони.
Японцам удалось в сжатые сроки решить сложную для изолированной в недавнем прошлом страны проблему комплектования флота кадрами личного состава. В 1889 году во флоте служили 9800 человек, при этом большинство штаб-офицеров длительно учились и стажировались в Англии (обычно в училищах и на судах торгового флота). В 1895 году, после завершения войны с Китаем, личный состав флота достиг 16,5 тысяч человек, в 1900 году - уже 24 тысячи (21), а в начале 1904 года - 37,1 тысяч человек, включая 2100 офицеров (5-е место в мире). После войны 1904-1905 годов, несмотря на потери, флот насчитывал почти 40 тысяч моряков.
Рядовой и унтер-офицерский состав комплектовался как на основе закона о всеобщей воинской повинности (срок службы 4 года), так и добровольцами, служившими 8 лет. Из числа последних, как правило, выходили и кондукторы, которые составляли 2,5% всего личного состава. Призывной возраст - 21 год, половину ежегодного нового набора составляли военнообязанные рекруты и половину - добровольцы. Обучение матроса включало 5-6 месяцев в казармах и школах на берегу и 6 месяцев морской практики. Для матросских званий было установлено пять классов и три класса званий - для унтер-офицеров. Способности и старание рядового состава японского флота обеспечивали успешное освоение им сложной техники. Мобилизационные потребности покрывались обученным запасом (резервом), в котором рекруты состояли 8 лет, а добровольцы 4 года после действительной службы.
Офицерский состав готовился в двух училищах: строевые офицеры - в Морском училище (с 1895 года - на острове Этидзима, вблизи Куре), инженер-механики - в Морском инженерном в Йокосуке. Первое из них было рассчитано на 400 воспитанников, проходивших строгий отбор (10 кандидатов на место), срок обучения - 3 года с выпусков кандидатов в офицеры (гардемарины, мидшипмены), которые через год плавания производились в первый офицерский чин. Выпуск из училища ежегодно увеличивался со 134 человек в 1897 году до 186 человек в 1902-м. Для практики мидшипменов были выделены три крейсера типа «Ицукусима». Во время войны боевые корабли японского флота имели полный комплект как строевых офицеров, так и инженер-механиков, которых в Йокосуке учили 4 года.
Офицеры и инженер-механики совершенствовали подготовку в практических минной, артиллерийской и механической школах, и основанной в 1888 году Морской Академии, где имелись общий военно-морской, специальный военно-морской (артиллерия, мины, штурманское дело) и механический отделы, а также отдел вольнослушателей. Сильной стороной японской академии было наличие общего военно-морского отдела, где в течение одного года изучали тактику, стратегию и историю. Окончание этого отдела было обязательной ступенью подготовки для занятия высших командных должностей.
Производство японских офицеров имело много ступеней. Для обер-офицеров предусматривалось три чина - мичман (22), младший лейтенант, лейтенант с выслугой в каждом чине от 1 до 5 лет. Для штаб-офицеров - капитан-лейтенант, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга с выслугой в чине по два года. В контр-адмиралы и выше (вице-адмирал, адмирал) производили только по выбору и за отличие. При этом часто выдвигались молодые и способные. Средний возраст кондукторов и флагманов в японском флоте по состоянию на январь 1906 года был ниже, чем в английском и составлял 50 лет для контр-адмиралов, 52,1 - для вице-адмиралов, 44,3 - для капитанов 1-го ранга и 38,1 - для капитанов 2-го ранга. В то же время японские мичманы (23,6 года) были старше своих европейских коллег.
Большинство командиров кораблей и адмиралов в 1904 году имело боевой опыт войн с Китаем в 1894-1895 и в 1900-1901 годах.
Высшее военно-морское управление Японии реформировалось в 1893, 1897 и в 1900-1901 годах. При этом отдельные элементы его структуры были заимствованы из Германии (23), Франции и России. Принципиальное значение имело проведенное в 1893 году разделение административного и оперативного руководства морским ведомством. Первое было сосредоточено в руках морского министра, второе - в руках начальника морского командующего морского департамента типа Морского Генерального Штаба. По опыту своего флота и маневров 1900 года японцы усилили децентрализацию внутри самого морского ведомства, но сосредоточили главные нити управления в формальном ведении верховного вождя - императора (микадо). Императору непосредственно подчинялись:
- Высший военно-морской совет из заслуженных адмиралов и генералов, выполнявший совещательные и инспекторские функции.
- Военно-морской советник.
- Морское министерство (во главе - морской министр).
- Морской командующий департамент, который иногда назывался Морским Генеральным штабом, и во главе которого стоял начальник штаба, адмирал или вице-адмирал.
- Постоянная эскадра - главные силы флота в мирное время, которой командовал начальник эскадры, вице-адмирал.
- Главные командиры военных портов (Сасебо, Куре, Йокосука, Майдзуру) и командиры «важных» торговых портов.
- Генерал-губернатор острова Формоза.
СОСТАВ ПОСТОЯННОЙ ЭСКАДРЫ ЯПОНСКОГО ФЛОТА В 1900-1903 ГОДАХ
февр. 1900 г. |
сент. 1900 г. |
февр. 1901 г. |
окт. 1901 г. |
сент. 1902 г. |
апр. 1903 г. |
июль 1903 г. |
«Ясима» (флаг) |
«Сикисима» (флаг) |
«Сикисима» (флаг) |
«Хацусе» (флаг) |
«Хацусе» (флаг) |
«Сикисима» (флаг) |
«Хацусе» (флаг) |
«Тин Эн» | «Тин Эн» | «Асама» | «Асахи» | «Микаса» |
«Фудзи» |
«Ясима» |
«Такасаго» | «Токива» | «Якумо» | «Ивате» | «Асахи» |
«Идзумо» |
«Асахи» |
«Акицусима» | «Мацусима» | «Касаги» | «Якумо» | «Фусо» |
«Токива» |
«Сикисима» |
«Идзуми» | «Сума» | «Акицусима» | «Идзумо» | «Токива» |
«Якумо» |
«Токива» |
«Акаси» | «Сай Эн» | «Тийода» | «Касаги» | «Якумо» |
«Титосе» |
«Ивате» |
истребители | учебные суда | «Акаси» | «Мияко» |
«Иосино» |
«Якумо» | |
«Синономе» | «Хасидате» | истребители | кан/лодка |
«Нанива» |
«Адзума» | |
«Муракумо» | «Ицукусима» | «Оборо» | «Амаги» |
«Такатихо» |
«Идзумо» | |
«Югири» |
«Акицусима» |
«Титосе» | ||||
«Тийода» |
истребители - 8 ед. | |||||
«Мияко» |
||||||
«Сай Эн» |
||||||
кан/лод. «Осима» |
||||||
кан/лод. «Атаго» |