Само решение о создании третьего флота было принято Николаем II по ходатайству адмиралов без должного согласования с Военным и другими министерствами. Более того, особое совещание в декабре 1897 года не приняло во внимание здравые рассуждения М.И. Кази и Великого Князя Александра Михайловича, предлагавших в свое время ограничиться на Балтике минной обороной. Совещание постановило: «На Балтике мы должны быть по-прежнему сильны, чтобы в нужный момент отстоять исконные свои задачи». Распыление средств между Тихоокеанским и Балтийским флотами при одновременном усилении Черноморского флота явилось для страны непосильным бременем. Но это не остановило императора, хотя он еще в ноябре 1695 году справедливо отметил на полях журнала особого совещания: «...вся наша беда именно состоит в том, что России приходится строить и содержать три самостоятельных флота» (41) (выделено в подлиннике - В.Г.). При этом Николай II сам не наметил путей преодоления этой «беды», а руководство Морского ведомства оказалось не в состоянии сформулировать доступные цели морской политики.
Все это происходило на фоне очередного этапа международной гонки морских вооружений, теоретической основой которой стали известные взгляды А.Т. Мэхэна и Ф. Коломба. Именно в конце XIX века а традиционное соперничество морских держав включились, кроме Японии, такие сильные в экономическом отношении государства, как США и Германия. Создание Германией линейного «Флота Открытого моря» в случае коалиционной войны в Европе осложняло стратегическое положение России на Балтике. Англия, ежегодные расходы которой на флот в начале XX века превышали 300 миллионов рублей, стремилась удержать пальму первенства в морских вооружениях.
Сохранение англо-русских противоречий не исключало возможность вторжения превосходящих сил английского Средиземноморского флота в Черное море. Восточный флот Англии в таком случае мог оказать существенную поддержку японскому в Тихом океане. Анализ соотношения сил на море (см.таблицу) показывает, что к 1905 году российский флот не получал превосходства в силах ни на одном из трех морских театров. Поэтому внезапное начало войны в неблагоприятных политических комбинациях заведомо означало господство на море вероятных противников России. При этом возможности межтеатрового маневра были весьма ограниченными - выход Черноморского флота через проливы зависел от прихоти турецкого правительства (а в реальности - фактически от позиции английского правительства), а маршрут перехода с Балтики на Дальний Восток и обратно находился под контролем Германии и все той же Англии.
СООТНОШЕНИЕ СИЛ НА РУССКИХ МОРСКИХ ТЕАТРАХ К 1905 ГОДУ
(Таблица составлена в соответствии с российскими кораблестроительными программами и данными ежегодника "Brassey's Naval Annual" за 1899-1905 годы. Не включены устаревшие корабли. Для Англии показаны Средиземноморский (в графе Черного моря) и Восточный (в графе Тихого океана) флоты. Турецкий флот к 1905 году не имел современных крупных боевых кораблей. Главные силы шведского флота на Балтике составляли 11 броненосцев береговой обороны водоизмещением от 3100 до 3650 тонн)
Классы кораблей | Балтика | Черное море | Тихий океан | ||||
Россия | Германия | Россия | Англия | Россия | Япония | Англия | |
Эскадренные броненосцы | 8 | 14 | 8 | 15 | 10 | 6 | 5 |
Броненосцы береговой обороны | 4 | 9 | - | - | - | 1 | - |
Крейсера 1-го ранга | 4 | 8 | 2 | 4 | 13 | 10 | 8 |
Всего | 16 | 31 | 10 | 19 | 23 | 17 | 13 |
Очевидная опасность такого положения требовала гибкости внешней политики, единства военной и морской стратегии. В действительности Николаю II не удалось согласовать позиции своих министерств, которые зачастую ставили ведомственные интересы выше государственных. Так, С.Ю. Витте в 1896 году под влиянием русско-китайского банка добился от Китая согласия на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая связала забайкальский участок Транссибирской магистрали с Владивостоком через территорию Манчжурии. В 1901 году по КВЖД прошел первый поезд. В начале XX века Министерство финансов израсходовало почти 26 миллионов рублей на строительство коммерческого порта и города Дальний на Квантунском полуострове. Новый порт связала с КВЖД Южно-Манчжурская железная дорога (ЮМЖД). Все эти дорогостоящие начинания требовали надежной обороны, финансирование которой откладывалось тем же главой министерства. Впоследствии и Дальний, и ЮМЖД были эффективно использованы Японией в войне против России.
Министр иностранных дел граф М.Н. Муравьев настоял на занятии Порт-Артура в ответ на оккупацию Германией Циндао (Киао-Чао) вопреки опасениям С.Ю. Витте за последствия захвата китайской территории и сомнениям вице-адмирала П.П. Тыртова в удобствах и стратегическом значении этого порта. При этом не было учтено мнение начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала Ф.В. Дубасова, который еще в 1898 году считал, что Порт-Артур может быть легко отрезан от сообщения морем с Владивостоком и от сухопутных коммуникаций в Манчжурии. Ни М.Н. Муравьев, ни его приемник (с 1900 года) граф В.Н. Ламсдорф не предавали должного значения увязыванию политических целей с задачами флота. Военно-морское руководство - ведомство августейшего генерал-адмирала - оказалось не в состоянии сформулировать их самостоятельно. Вице-адмирал С.О. Макаров, предлагавший в декабре 1897 года определить задачи флота на Дальнем Востоке, а уже потом, исходя из этих задач, установить и его состав, остался при особом мнении и не был поддержан другими участниками особого совещания.
БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР «БАЯН»