Таким образом, правительством Николая II фактически было принято решение о создании третьего флота - Тихоокеанского, который в дополнение к Владивостоку получал незамерзающую базу Порт-Артур в Желтом море. Тихоокеанский флот должен был стать и наиболее мощным. Для успеха в соревновании с Японией Россия имела серьезные преимущества: наличие уже готовых броненосцев и крейсеров (третье место в мире по мощности флота), самостоятельность военного кораблестроения и, наконец, превосходство финансовых возможностей. Так, в 1899 году суммарные расходы на армию и флот в России и Японии составили 417,2 и 150,8 миллионов рублей соответственно. Максимум российского военного и морского бюджетов пришелся на 1898 год, когда на вооруженные силы страна израсходовала громадную сумму в 460,6 миллионов рублей.
Возрастание роли флота, связанное с новым направлением политики государства, нашло закономерное отражение в распределении средств между Военным и Морским ведомствами: в пятилетие 1898-1902 годов доля морского бюджета в суммарных военных расходах возросла до 25% по сравнению с 17% в 1895 году. Всего в 1895-1903 годах российскому Морскому министерству было ассигновано 732 миллиона рублей против 480,2 миллионов рублей (46% суммы военных расходов) морского бюджета Японии. При этом только на строительство кораблей и их вооружение по программам 1895 и 1898 годов без учета Черноморского флота в России израсходовали до 300 миллионов рублей, а в Японии - около 220 миллионов рублей (39).
Изменения политической обстановки и оперативно-тактических взглядов вызвали необходимость корректуры программы 1895 года. Такая корректура была внесена на совещании под председательством управляющего Морским министерством 14 апреля 1899 года. На совещании присутствовали вице-адмиралы Ф.К. Авелан - начальник Главного морского штаба, Н.И. Казнаков, И.М. Диков, С.О. Макаров, В.П. Мессер, Е.И. Алексеев, П.П. Андреев, а также главные инспекторы кораблестроения - Н.Е.Кутейников и морской артиллерии - генерал-майор А.С. Кротков. Совещание практически единогласно отказалось от мелкосидящих тихоходных броненосных кораблей береговой обороны и минных крейсеров в пользу мореходных броненосцев, «безбронных судов» С.О. Макарова и эскадренных миноносцев (40).
На практике обе программы - 1895 и 1898 годов - слились в одну с завершением ее в 1905 году (см. табл.). Двухлетнее продление реализации кораблестроительных программ было осуществлено еще в 1898 году по настоянию С.Ю. Витте, который обосновал невозможность их финансирования в сжатые сроки. Сам по себе перенос готовности новых кораблей на два года не влиял на возможность сосредоточения на Дальнем Востоке назначенных морских сил: на Балтике к 1899 году уже имелось десять броненосцев. Объединенная программа 1895-1898 годов была в известной степени сбалансирована по классам кораблей и ориентирована на преимущественное строительство крупных мореходных броненосцев и крейсеров океанского плавания. Можно было рассчитывать на их успешное использование на любых театрах и в разнообразных условиях обстановки. Однако развитие российских вооруженных сил на рубеже XIX-XX веков не было лишено серьезных противоречий, которые отрицательно сказались на развертывании и боеготовности флота во время русско-японской войны.
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ 1895 - 1899 ГОДОВ И ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ
(Таблица составлена по данным: "Отчет по Морскому ведомству за 1897-1900 годы", С-Петербург, 1902, с.72-77. "Судовой список за 1904 год", С-Петербург, 1904)
Классы кораблей |
Количество кораблей по программам | Объединение программ по решениям 1899 года | Фактически построено до 1905 года | ||
1895 год | 1898 год | Количество кораблей | Водоизмещение, т | ||
Эскадренные броненосцы | 6 (*) | 5 | 12 | 156.000 | 11 |
Броненосцы береговой обороны | 4 | - | 1 | 4000 | - |
Крейсера 1-го ранга | 9 (*) | 5 | 14 | 91.000 | 13 |
Крейсера 2-го ранга | - | 4 | 6 | 18.500 | 5 |
Минные крейсера | 5 | - | 1 | 562 | 1 |
Мореходные канонерские лодки | 5 | - | 1 | 1000 | 1 |
Минные заградители | 2 | 2 | 3 | 7800 | 3 |
Миноносцы (эскадренные) | - | 20 | 56 (*) | 15.120 | 58 |
Миноносцы (малые) | - | 10 | 10 | 1500 | 10 |
Транспорты | 4 | 1 | 7 | 25.120 | 5 |
Всего | 35 | 47 | 109 | 320.602 | 107 |
- Примечание: В том числе 1 эскадренный броненосец, 2 крейсера и 13 миноносцев для Черноморского флота.