Оглавление

Верховный вождь и Главнокомандующий Армией и Флотом Император Николай II (1868 - 1918) - вступил на престол в 1894 году. Отец его, император Александр III, скончался, не успев присвоить сыну генеральского чина. Николай II сохранил чин полковника, желая числиться флигель-адъютантом своего августейшего родителя. Соответственно, он остался и капитаном 1-го ранга Флота, и, являясь на корабли, носил соответствующий мундир, что, естественно, не влияло на его действительное «служебное положение» («Хозяин Земли Русской»). Он лично назначал высших руководителей Флота, начальников его эскадр и командиров кораблей, производил в адмиральские чины, а также утверждал представления о производствах и отчасти перемещениях офицеров. Знал лично в лицо и по фамилиям многих офицеров, особенно флотских.

Считал сильный Флот необходимым для России и не жалел на него средств. Однако вопросы направленности строительства Флота, его сосредоточения и боеготовности в первое десятилетие своего правления Николай II «отдал на откуп» не всегда компетентным помощникам, главным среди которых был его дядя - генерал-адмирал.

На важнейших особых совещаниях, решавших судьбу Флота и империи, зачастую отмалчивался, скрывая свою державную волю. Не любил самостоятельных людей с мнениями, отличными от его собственного, но далеко не всегда это обнаруживал. Попадал под моральное влияние германского императора Вильгельма II, своей матери и старших родственников (дяди императора). Не сумел согласовать политику и стратегию России накануне войны. Последний отнюдь не желал, справедливо считая ее «бедствием для России», но не верил в возможность военного наступления «Маленькой Японии» против его огромной державы. Несет личную моральную ответственность за допущение внезапного нападения японцев на наш Флот в Порт-Артуре и в Чемульпо.

Любил парадную сторону военной службы, в том числе и военно-морской, не вникая при этом в суть дела. Тратил большие средства на личные морские походы и на содержание больших быстроходных яхт для своей семьи. Позволял подобное и своим родственникам, в том числе и за счет казны. Не мстил за неудачи и был милостив к верноподданным, особенно благородного происхождения.

Главный начальник Флота и Морского ведомства, генерал-адмирал, адмирал Великий князь Алексей Александрович (1850-1908) - был предназначен для военно-морской карьеры еще своим дедом - императором Николаем I, стал мичманом в 7-летнем возрасте (чин ему присвоил отец - император Александр II), получил домашнее воспитание и военно-морское образование под руководством адмирала К.Н. Посьета. С 10-летнего возраста участвовал в морских походах, в возрасте 23 лет стал во главе Гвардейского экипажа, а в неполных 25 лет - командиром фрегата «Светлана». Таким образом, Алексей Александрович, «сделал» быструю карьеру, совершенно недоступную  любому другому офицеру-дворянину. В июле 1881 года своим братом, императором Александром III, был назначен главным начальником Флота и Морского ведомства, в мае 1883 года «возведен в звание» генерал-адмирала, а 1 января 1888 года (38 лет!) получил чин адмирала (в 1904 году в списках адмиралов, а чин этот присваивался крайне редко, самым молодым был Е.И. Алексеев, имевший 61 год от роду, самым старым - 74-летний долгожитель Н.М. Чихачев).

Великий князь Алексей Александрович в молодости пережил крушение фрегата «Александр Невский», а за руководство действиями моряков против турок на Дунае в 1877 года был награжден боевым орденом Св. Георгия 4-й степени, подобно всем другим членам большой семьи Александра II.

Отличался красивой представительной внешностью. Будучи холостяком, подолгу жил в Париже, а в семье Романовых имел репутацию гурмана, большого любителя охоты и красивых женщин.

Делами Флота занимался «по мере необходимости», зачастую попадая под влияние своих более энергичных и знающих помощников. Однако последние были надежно защищены от критики широкой спиной генерал-адмирала, дяди самого императора, и пользовались этим. Бывал вспыльчив, но быстро «остывал» и не был мстителен. Не стеснялся использовать в качестве личной яхты единственный в 1898-1904 годах на Балтике новый крейсер «Светлана».

Постоянно благоволил к Гвардейскому экипажу, считая себя «отцом-командиром» - в 1904 году Гвардейским экипажем комплектовался новейший броненосец - «Император Александр III». Крейсер «Светлана» комплектовалась 5-м флотским Е.И. Высочества генерал-адмирала Алексея Александровича экипажем.

Несет личную моральную ответственность за низкую боеготовность и невыгодное распределение сил Флота к началу войны с японцами. Во время войны проявил несостоятельность, а иногда и безалаберность, в решении вопросов по кругу обязанностей. Роль его в 1904-1905 годах, в основном, свелась к простому утверждению поспешных и недостаточно обоснованных решений. В частности, в январе-феврале 1904 года Алексей Александрович под влиянием мнений А.А. Вирениуса, Ф.К. Авелана и З.П. Рожественского отказался от немедленного движения на Дальний Восток подкреплений, а летом 1904 года - под давлением министра иностранных дел З.П. Рожественского (так в  тексте, прим. ВВС) - от крейсерской войны против Японии.

RuTOF05020.jpg

Адмирал Великий Князь Алексей Александрович, генерал-адмирал и главный начальник Флота и Морского ведомства в 1881-1905 годах

Оглавление

Hosted by uCoz