Оглавление

При этом В.И. Бэру адмирал З.П. Рожественский после смерти адмирала Д.Г. Фелькерзама негласно доверил вести в бой 2-й броненосный отряд под контр-адмиральским флагом. П.И. Серебренников вплоть до ранения около двух часов на своем корабле фактически вел всю эскадру, строго выполняя ранее отданные приказы адмирала Рожественского. В.Н. Миклуха уже 15 мая отказался сдать японцам подбитый броненосец и до последней возможности защищал честь Андреевского флага.

Так же поступил и капитан 1-го ранга И.Н. Лебедев, переведенный накануне похода с неготового крейсера "Олег" на крейсер-ветеран Дальнего Востока "Дмитрий Донской". На своем старом крейсере Лебедев, не оставляя своими заботами миноносцы, продвинулся значительно севернее многих кораблей эскадры и оказал ожесточенное сопротивление превосходящим силам японцев. Смертельно раненый на мостике "Донского", затопленного экипажем утром 16 мая, капитан 1-го ранга Лебедев скончался в японском госпитале.

Разделили судьбу своих погибших кораблей также капитаны 1-го ранга Н.М. Бухвостов ("Император Александр III"), В.В. Игнациус ("Князь Суворов"), С.П. Шеин ("Светлана"). Таким образом, выполняя свой долг и строго следуя полученным приказам, погибли десять из семнадцати командиров кораблей 1-го ранга. Гибель их в первом же сражении с противником и обстоятельства этого сражения не позволяют в полной мере судить о военных дарованиях каждого. В то же время доблестное сопротивление команд их кораблей несомненно делают честь и погибшим командирам.

Известно также, что после войны неплохо показали себя оставшиеся в живых капитаны 1-го ранга В.В. Смирнов ("Император Николай I"), Н.Г. Лишин ("Генерал-адмирал Апраксин") и С.И. Григорьев ("Адмирал Сенявин"), назначенные на свои корабли А.А. Бирилевым в порядке отбывания ценза. Явно слабыми командирами оказались и в походе, и в бою М.В. Озеров ("Сисой Великий") и В.А. Попов ("Владимир Мономах").

Капитан 1-го ранга А.А. Родионов ("Адмирал Нахимов"), надо отдать ему должное, хорошо подготовил к бою свой корабль, который, несмотря на свой почтенный возраст, стойко выдержал восемнадцать попаданий снарядов. Зато вечером 14 мая, с началом японских минных атак, "Нахимов" сразу включил боевое освещение (что, впрочем, было в духе действовавших на эскадре указаний) и поэтому вскоре был поражен миной Уайтхеда. Родионов в походе пренебрегал питанием команды, что вызвало ее возмущение. Возможно, что нелюбовь матросов стала и одной из причин его трагической гибели уже на Балтике, вскоре после окончания войны.

Командир крейсера "Олег" капитан 1-го ранга Л.Ф. Добротворский был единственным из командиров эскадры, кто не стеснялся высказывать свои предложения грозному командующему. Он, в частности, рекомендовал ему перекрасить корабли в боевой цвет, а во время командования отдельным отрядом на переходе уделил значительно большее внимание боевой подготовке, чем в целом по эскадре. Добротворский известен и тем, что в самом начале войны на крейсере "Дмитрий Донской" в Красном море самостоятельно начал задерживать пароходы с военной контрабандой.

Однако тактические взгляды Л.Ф. Добротворского, отличаясь большой оригинальностью, лишь в малой степени опирались на действительный опыт боевой подготовки и сражений войны. Так, он предлагал разделить эскадру на "фронт быстроходов" и "кильватер тихоходов"; или на четыре части, "перемешав в отрядах сильные и слабые суда". Как другой пример можно привести убеждение Добротворского в том, что победе при Цусиме японцы были обязаны своим подводным лодкам, которых в действительности не было. Это убеждение он сохранил даже после войны.

В конце концов влияние волевого командира флагманского "Олега" на "миролюбивого" контр-адмирала О.А. Энквиста в ночь на 15 мая привело к отказу крейсерского отряда от прорыва на север и отступлению его в Манилу. Это отступление привело к разделению остатков эскадры, которое, впрочем, во многом было предопределено ее поражением в дневном бою 14 мая. Отношение же российских флагманов к самостоятельности командиров отчасти характеризуют слова морского министра А.А. Бирилева, написанные им на полях соответствующего листа заключения следственной комиссии: "Мысли Добротворского, и как он смел думать, что же делал Энквист?"

Следственная комиссия отметила, между прочим, и неудовлетворительные действия в бою капитанов 2-го ранга П.П. Левицкого ("Жемчуг") и В.Н. Ферзена ("Изумруд"). Оба корабля, по мнению комиссии, не выполнили своего назначения - защищать броненосцы от минных атак ("Жемчуг"), а также не спасли людей с погибавших на их глазах броненосцев ("Изумруд"). Прорвавшись 15 мая сквозь кольцо японских боевых отрядов, капитан 2-го ранга Ферзен, без достаточных оснований направил свой быстроходный крейсер северо-восточнее Владивостока и загубил его на камнях.

Командир вспомогательного крейсера "Урал" капитан 2-го ранга М.К. Истомин не только преждевременно приказал покинуть поврежденный крейсер, но и сошел с корабля далеко не последним, что было явным нарушением традиций. Истомина "превзошел" только командир миноносца "Бедовый" капитан 2-го ранга Н.В. Баранов, который без боя сдал свой корабль равному по размерам противнику и мотивировал свой поступок спасением "жизни раненного адмирала". На суде выяснилось, что этот офицер был еще и нечист на руку.

Несмотря на эти "достоинства" Баранов, в силу старшинства в чине, был еще и заведующим 1-м отрядом миноносцев эскадры. Не удивительно, что из девяти миноносцев эскадры только один проявил инициативу и атаковал минами корабль противника. Это был "Громкий" капитана 2-го ранга Г.Ф. Керна, который в бою с двумя японскими миноносцами решительно сблизился с истребителем "Сирануи" и пытался его торпедировать, хотя и безуспешно.

Действия капитана 2-го ранга Керна, погибшего в этом неравном бою, выглядят почти исключением на фоне поведения не только "цусимских", но и "артурских" командиров. Капитаны 2-го ранга А.С. Шамов ("Блестящий") и И.А. Матусевич ("Безупречный") погибли в сражении, причем "Безупречный" повторил подвиг "Стерегущего" и, брошенный победоносным противником, исчез под водой со всем экипажем.

Капитан 2-го ранга Коломейцев в бою 14 мая смело направил свой миноносец "Буйный" к находившемуся под огнем подбитому флагманскому броненосцу "Князь Суворов" и спас с него раненного адмирала 3.П. Рожественского и часть его штаба. Он же спас и большую часть команды погибшего броненосца "Ослябя", а после затопления своего поврежденного миноносца принял активное участие в тяжелом бою с японцами на борту крейсера "Дмитрий Донской".

На фоне действий Керна и Коломейцова поведение капитана 2-го ранга П.В. Иванова ("Бодрый") и лейтенанта О.О. Рихтера ("Быстрый") выглядит просто бесцветным. Оба они с разным успехом лишь уклонялись от противника.

В заключение следует вспомнить, что капитаны 2-го ранга Н.Н. Чагин ("Алмаз") П.П. Дурново ("Бравый") и К.К. Андржеевский ("Грозный") на своих кораблях сумели самостоятельно оторваться от противника и дойти до Владивостока. Эти командиры стали единственными, достигшими цели прорыва и были отмечены высшими боевыми наградами, Слабый крейсер-яхта и два миноносца - вот все, что осталось от многочисленной Второй эскадры флота Тихого океана для продолжения войны, Судьба последней была решена не в пользу России.

Несомненно, что одной из важных причин больших потерь и самих поражений в боевых столкновениях на море была слабая военная подготовка и тактическая пассивность командного состава Российского Флота. Английский историк Вильсон по поводу Цусимы позднее вполне справедливо заметил: "У русских не было недостатка в храбрости, они держались до конца, но не проявили инициативы и предприимчивости".

ПРИМЕЧАНИЯ

74 - РГА ВМФ, ф.763, оп.1, д.203, лл. 5-об, 8-об.; Португалов Н.М. "После Цусимы", Сборник статей, Воронеж, 19**, стр. 372.

74 - Бескровный Л. Г. "Армия и флот России в начале ХХ-ro века", Москва, "Наука", 1986, с. 209.

75  - Нидермиллер А.Г. "От Севастополя до Цусимы. Воспоминания. Русский флот. 1866-1906", Рига, 1930, стр. 77-78.

76  - "Продолжение свода морских постановлений", книга II, С-Петербург, 1904, стр. 28-29.

77 - РГА ВМФ, ф.417, оп.1, д.2081, лл. 5-12.

78  - "Колыбель флота", Париж, Издательство все зарубежного объединения морских организаций, 1951, стр. 186.

79  - "Продолжение свода морских постановлений", книга VIII, С- Петербург, 1904, стр. 46.

80  - "Русско-японская война. 1904-1905 гг.", книга I, С-Петербург, 1912, стр. 153.

81 - Бескровный Л.Г. "Армия и флот России в начале ХХ-го века" Москва, "Наука", 1973, с. 562.

Оглавление

Hosted by uCoz