Гибель Макарова произвела деморализующее впечатление на большинство флагманов и офицеров флота Тихого океана. Минобоязнь и стремление остаться в осажденной вскоре японцами крепости стали преобладающими "тактическими приемами" артурских командиров. На совещании флагманов и капитанов у контр-адмирала В.К. Витгефта в мае-июне все командиры больших кораблей, кроме Эссена, почти единогласно высказывались против выхода в море и сражения с японским флотом, чем озадачивали даже самого адмирала, также, впрочем, считавшего невозможной победу над японцами в морском сражении.
Николай Оттович Эссен оказался, мягко говоря, неважным для Витгефта штабным работником (он некоторое время был флаг-капитаном), зато его броненосец сражался с противником до последних дней обороны Артура, когда его собратья уже мирно опочили пораженные японскими снарядами на внутреннем рейде. Спасти "Севастополь" Эссен не смог по объективным причинам и затопил его на большой глубине, которая исключала подъем корабля победоносным противником. Все остальные броненосцы и крейсера японцы подняли и ввели в состав своего флота.
Известно, что один в поле не воин. Справедливости же ради надо сказать, что сторонниками выхода в море были и назначенный Витгефтом к себе начальником штаба контр-адмирал Н.А. Матусевич (произвели по ходатайству Макарова), и флагманский штурманский офицер лейтенант Н.Н. Азарьев, успевший принять задержавшийся в ремонте миноносец "Бурный". Последнего сам Витгефт очень ценил. Однако, степень реального влияния Матусевича и Азарьева (погиб на "Цесаревиче" 28 июля 1904 года) на управление была невелика, так как они постоянно находились при "временно командующим" эскадрой.
Старшинство командиров распределялось следующим образом: Э.Н. Щенснович ("Ретвизан"), В.М. Зацаренный ("Победа"), В.А. Бойсман ("Пересвет"), В.С. Сарнавский ("Паллада"), И.П. Успенский ("Полтава"), Р.Н. Вирен ("Баян"), Н.М. Иванов ("Цесаревич"), К.А. Грамматчиков ("Аскольд"), Н.О. Эссен ("Севастополь") и капитан 2-го ранга А.А. Ливен (назначенный Витгефтом на "Диану"). Таким образом, Эссен, ставший капитаном 1-го ранга только 7 июня 1904 года, занимал почетное девятое место в списке возможных преемников командующего, не считая адмиралов П.П. Ухтомского и Н.К. Рейценштейна. Учитывая настроения последних, близких к настроениям восьми старших капитанов, и изоляцию Артура от России, уже в июне 1904 года можно было предвидеть, что эскадра обречена на пассивность и не застрахована от бесславной гибели в гавани.
Действительно, артурские командиры проявили храбрость под огнем в сражении 28 июля, но все их тактическое искусство ограничивалось уклонением от атак и от преследования противником. Светлейший князь Ливен с "Дианой", отрываясь от японцев, достиг даже Сайгона, который лежит уже на пути в европейские воды...
Неважно в целом обстояло дело и с командирами миноносцев, которые часто сменялись по разным причинам. Например, на "Решительном" всего за полгода сменилось пятеро (!) командиров.
Ни один из миноносцев за время войны так и не умудрился поразить миной боевой корабль противника. Миноносные силы постепенно таяли без нанесения вреда неприятелю. В мае при ночном поиске на камнях погиб "Внимательный", шедший во главе отряда под брейд-вымпелом капитана 2-го ранга Елисеева. Вскоре выяснилось, что брошенный корабль даже не смогли как следует уничтожить. "Вот и делай дела с такими начальниками - записал в дневнике адмирал Витгефт, - а он считался из лучших еще".
Ко времени капитуляции крепости в составе эскадры уцелели пять миноносцев. Во главе отряда был поставлен лейтенант М.К. Бахирев, в будущем известный балтийский флагман во время Первой мировой войны. Бахирев, бывший при Макарове одним из самых молодых командиров, и возглавил успешный прорыв миноносцев в нейтральные порты.
Конечно, Порт-Артурская кампания навсегда останется в памяти и примерами выдающейся храбрости морских офицеров, многие из которых сложили головы в тяжелых боях на берегу, бросаясь в контратаки во главе своих матросов. Но на море многие инициативы отдельных молодых офицеров практически не увенчались успехом.
Так, например, лейтенанты Рощаковский и Лепко, мичмана Ренгартен и Дмитриев смело рисковали жизнью в ночных поисках на достаточно примитивных катерах. Лейтенант М.С. Рощаковский, занимающий особое место в истории нашего Флота, назвал свой катер "Авось", что отчасти характеризовало не только сам маленький кораблик, но и всю подготовку России к войне. В первом же походе "Авось" погиб на камнях. Адмирал Витгефт поручил лейтенанту не совсем исправный миноносец "Решительный" и послал его на прорыв из крепости с важным донесением. Выполнив задание, Рощаковский, не надеясь на машину миноносца, но положившись на нейтральных китайцев, разоружил миноносец в Чифу. На следующий же день безоружный корабль был взят на абордаж японцами, приславшими в Чифу два истребителя, которые ни в грош не ставили китайский нейтралитет.
Командиру оставалось поддержать честь российского оружия кулаками, и он, вступив в драку с вооруженным японским офицером, свалился с ним в воду. Японцы открыли стрельбу, но Рощаковскому с большинством экипажа удалось достичь берега. Имея мало времени, русский экипаж в самый последний момент успел взорвать "Решительного", но не совсем удачно, и корабль достался противнику в более или менее пригодном состоянии. Вскоре он был на буксире уведен из нейтрального китайского порта.
Язвительный публицист Португалов после войны написал, что этот случай напоминает "расправу грубого мужика с рыхлой бабой". Действительно, боевой опыт показал, что на театре военных действий торжествует право сильного. Что касается миноносца "Решительный", то он сам "отомстил за себя". Переименованный японцами в "Akatsuki", корабль в составе 1-го отряда истребителей Соединенного Флота участвовал в Цусимском сражении. Во время ночной минной атаки "Akatsuki" случился на пути миноносца "69", который сильно ударил его в корму, свернул себе форштевень и вскоре пошел ко дну под крики "банзай" покинувшей его команды. Сам "Akatsuki" - "Решительный" с двумя затопленными отсеками остался наплаву, став, таким образом, единственным из "наших" миноносцев, потопивших миноносец противника.
Его бывший командир - лейтенант Рощаковский - в это время находился неподалеку. В бою 14 мая 1905 года, он, стоя с биноклем на крыше носовой 10-дюймовой башни броненосца "Адмирал Сенявин" и словно не замечая свистевших вокруг осколков, управлял огнем своих двух орудий по японским кораблям. Рощаковский, вернувшись в Россию, вновь напросился на войну, согласившись на скромную должность вахтенного начальника на броненосце отдельного отряда адмирала Небогатова. С этим же адмиралом Рощаковский попал и в плен к японцам. Позднее, на суде в Санкт-Петербурге, прокурор отметил, что лейтенант в бою вел себя храбро, а в печальной памяти день 15 мая протестовал против сдачи корабля неприятелю...
Прежде чем перейти к командирам Второй эскадры Тихого океана, следует вспомнить о Владивостокском крейсерском отряде. Его операции были отмечены некоторыми успехами, но командиры крейсеров отряда вряд ли выделялись на общем фоне какими-либо особенными военными дарованиями. Например, командир крейсера "Громобой" капитан 1-го ранга Н.Д. Дабич, проявивший личное мужество в непрерывном бою 1 августа 1904 года, тогда же оставил на незащищенных боевых постах прислугу мелкокалиберной артиллерии. В результате "Громобой" потерял 82 человека убитыми - почти в два раза больше, чем хуже бронированный флагманский крейсер "Россия".
Назначение командиров на корабли Второй Тихоокеанской эскадры (включая и отряд Небогатова), казалось бы, проходило на основе богатого выбора и с учетом желания офицеров. Известно, что ради участия в войне капитан 1-го ранга В.Н. Бэр ("Ослябя") отказался оставаться на Балтике, где его ждал адмиральский чин. Добровольно пошли в поход и другие старшие командиры - капитаны 1-го ранга П.И. Серебрянников ("Бородино"), Е.Р. Егоров ("Аврора"), Н.В. Юнг ("Орел"), Б.А. Фитингоф ("Наварин") и В.Н. Миклуха ("Адмирал Ушаков"). Эти шесть офицеров уже выполнили ценз командования кораблями 1-го ранга, а последний уже успел получить новое назначение, но настоял на своем участии в походе и остался на броненосце. Все они успешно справились с задачей сложного перехода и геройски погибли в бою на своих кораблях.