Оглавление

В российском флоте показателем служил достигнутый процент попаданий, а скорость стрельбы, если и фиксировалась, то крайне редко. Так, из броненосцев эскадры Тихого океана в 1902-1903 годах она была отмечена только на «Севастополе», где промежутки между выстрелами из 305-мм орудий составили 10 и 7,75 минуты. 152-мм орудия броненосца в среднем производили один выстрел в минуту. От командоров добивались «редкого, но меткого» огня, стремясь корректировать каждый выстрел. Предложения отдельных артиллерийских офицеров (лейтенант К.Ф. Кетлинский) о производстве десятиминутной стрельбы с максимальной скорострельностью остались на бумаге.

В начале века в Англии и во Франции провели опыты эскадренной стрельбы по старым кораблям-мишеням, что позволило получить представления об условиях действия артиллерии по реальным целям и об эффективности различных типов снарядов. Несмотря на большое количество подходящих устаревших кораблей, подобные опыты в российском флоте не проводились. Более того, малый размер артиллерийских щитов (высота мачт от 4,8 до 9,1 метра), которые командоры теряли из виду уже на дистанциях около 20 кабельтов, не позволял правильно оценить результаты стрельбы. Еще до войны выяснилось, что подъемные механизмы 152-мм орудий Канэ ломаются при стрельбе на больших углах возвышения, чугунные снаряды часто разрываются после вылета из ствола или даже в самом стволе, патроны не всегда помещаются в казенник, что на дистанциях более 35 кабельтов трудно различить всплески падений пристрелочных 152-мм снарядов одного корабля, не говоря уже о целой эскадре. Однако эти факты либо не вызывали практических мер по устранению недостатков, либо решение важнейших вопросов применения оружия откладывалось на неопределенные сроки. Пристрелка из орудий крупного калибра на больших дистанциях не отрабатывалась. Таблицы стрельбы 305-мм орудий были рассчитаны всего до 60 кабельтов, а таблицы 152-мм орудий - до 54 кабельтов 117, при этом данные расчетов не были проверены на опытах и зачастую не соответствовали действительности.

Похожее положение сложилось и в минном деле. Эффективность воздействия мин Уайтхеда и мин заграждения на корабль практически не определялась и оказалась недостаточной. Ничтожный заряд надводных минных аппаратов миноносцев при длительном плавании корабля отсыревал и отнюдь не всегда обеспечивал уверенный выстрел. Дневные и ночные минные атаки с участием большого количества миноносцев на эскадре Тихого океана не требовалось.

Несомненно, что подобные недостатки оружия и способов его применения наблюдались также и в других флотах. Например, японский флот к 1904 году не имел достаточно надежных взрывателей снарядов, не пробивавших броню («бронебойные») и не застрахованных от аварийных преждевременных разрывов («фугасные»). Личный состав японского флота не полностью освоил приготовление новых 45-см мин Уайтхеда. Но для российского флота исправление недочетов предвоенной боевой подготовки осложнялось разобщенностью его сил и удаленностью театра военных действий от основных баз и арсеналов метрополии. Отрицательное влияние на боеготовность эскадры Тихого океана к началу войны оказали чрезмерная осторожность политического руководства и сложившаяся в Морском ведомстве порочная практика экономии средств. Осторожность и экономия вступили в противоречие с реальной обстановкой на театре. Начиная с 1902 года на эскадре Тихого океана был введен вооруженный резерв - все большие корабли восемь месяцев в году проводили в компании, а четыре месяца в резерве в 12-часовой готовности (миноносцы четыре и восемь месяцев соответственно). Два двухмесячных периода эскадра плавала в полном составе. Сам по себе вооруженный резерв являлся вполне приемлемым вариантом содержания сил флота в мирное время, но требовал осторожного применения так как наряду с демобилизацией старослужащих матросов и сменой командиров он приводил к сезонному снижению боевой готовности. Наиболее низкий уровень боеготовности ежегодно приходился на январь-февраль.

Экономия на плавание кораблей флота при формальном подходе к достижению эскадрой запланированного состава (десять линейных кораблей в 1905 году) в 1901 году привела генерал-адмирала и адмиралов П.П. Тыртова и Ф.К. Авелана к решению, которое игнорировало принципы сосредоточения превосходящих сил на театре военных действий. С их легкой руки Николай II одобрил простую замену новыми кораблями на Дальнем Востоке, и многие ценные боевые единицы возвратились на Балтику. В 1901-1902 годах из Порт-Артура в Либаву перешел отряд контр-адмирала Г.П. Чухнина - броненосцы «Наварин» и «Сисой Великий», крейсера 1-го ранга «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах» и «Адмирал Корнилов», на замену им прибыли только «Пересвет», «Варяг», «Амур» и «Енисей». В ноябре 1902 года на Балтику отправился крейсер «Адмирал Нахимов». К началу 1903 года против шести японских эскадренных броненосцев у русских осталось всего четыре. Но японцы не торопились начинать войну - их моряки еще не успели освоить новые корабли. Только к лету 1903 года в Порт-Артур прибыл отряд контр-адмирала Э.А. Штакельберга: «Ретвизан», «Победа», «Аскольд», «Богатырь», «Паллада», «Диана», «Новик», «Боярин» и семь эскадренных миноносцев.

Для усиленного таким образом состава эскадры начальником морского отдела штаба наместника контр-адмирала В.К. Витгефтом был разработан план военных действий в Тихом океане. План отражал идеи адмирала Е.И. Алексеева и в целом правильно учитывал намерения противника - Японии. Эскадре ставились задачи «остаться обладателем Желтого моря и Корейского пролива, опираясь на Артур», «не допускать высадки японской армии на западном берегу Кореи» и «отвлечь часть японских морских сил от главного театра военных действий, и предупредить второстепенными морскими операциями из Владивостока попытку высадки близ Приамурья» 118. Для решения этих задач главные силы - все шесть эскадренных броненосцев с бронепалубными крейсерами - разведчиками, минными транспортами и лучшими миноносцами - предполагалось сосредоточить в Порт-Артуре. При появлении флота противника у крепости или при его попытке высадить десант от Чемульпо до Квантуна «боевая эскадра» вступала с ним в бой, избегая при этом «рискованных предприятий», которые могли бы привести к неоправданным потерям. Смысл возможно дольшего господства нашего флота в Желтом море заключался в необходимости предоставить время армии для сосредоточения в Манчжурии превосходящих сил, способных уничтожить японскую армию вторжения. Отдельный крейсерский отряд в составе крейсеров «Россия», «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь» базировался на Владивосток. Он получил задачи нарушения японских морских коммуникаций и отвлечения части сил японского флота (броненосных крейсеров) с главного театра военных действий. Разделения сил эскадры объяснялось не только крейсерским назначением русских броненосных крейсеров и надеждами на ответное разделение японского флота, но и тем, что «Россия», «Громобой» и «Рюрик» при своей большой длине с трудом разворачивались в узком проходе на внешний рейд Порт-Артур и задерживали выход эскадры. Для обороны обоих портов предполагалось использовать канонерские лодки и малые миноносцы во взаимодействии с береговыми батареями и минными заграждениями инженерного ведомства 119.

RuTOF05050.jpg

Крейсер «Паллада»

Оглавление