Оглавление

Канонерскую лодку «Сивуч» война застала на зимовке в земляном доке Инкоу, в 130 милях от Порт-Артура. При отступлении русских войск в июле 1904 года ее перевели на 125 верст вверх по реке Ляохе, а 20 июля взорвали, чтобы не допустить захвата противником. Таким образом, ни один из станционеров не смог принять участие в последующих боевых действиях.

Успех внезапного нападения японцев оказал тяжелое моральное воздействие на русских моряков, сковал активность и без того ослабленных морских сил России и вызвал к жизни внеплановые оборонительные мероприятия. Главные силы эскадры Тихого океана после боя 27 января втянулись на внутренний рейд и в море не выходили. Опасаясь высадки японского десанта на Квантунский полуостров, Е.И. Алексеев и О.В. Старк решили защитить десантоопасные заливы и бухты минными заграждениями, использовав для их постановки «Енисей» и «Амур». Руководить минными постановками был назначен недавно прибывший в Порт-Артур контр-адмирал М.П. Молас, который не обеспечил «Енисей» охранением, а другие подчиненные ему силы - информацией о точном месте заграждения. С 27 по 29 января - менее чем за двое суток - «Енисей» под командованием капитана 2-го ранга В.А. Степанова впервые в истории выполнил массовую минную постановку (402 мины) в Талиенванском заливе. По ее окончании, при попытке расстрелять две всплывшие мины заградитель неудачно маневрировал задним ходом, был снесен течением, подорвался на собственной мине и через 15 минут затонул. Сознавая свою вину, капитан 2-го ранга В.А. Степанов отказался спуститься в шлюпку и погиб вместе с «Енисеем», разделив судьбу корабля, трех погибших офицеров, кондуктора и 90 нижних чинов. Остальные 198 человек экипажа спаслись на шлюпках.

На поиски «Енисея» М.П. Моласом были посланы крейсер 2-го ранга «Боярин» и четыре эскадренных миноносца. Через 4 часа после подрыва заградителя «Боярин» сам подорвался на сдрейфовавшей мине. Вода затопила котельные отделения, но крейсер оставался на плаву. Командир его капитан 2-го ранга В.Ф. Сарычев не принял мер к спасению корабля, преждевременно снял команду на миноносцы и бросил крейсер на произвол судьбы. Характерно, что эсминец «Сторожевой» (капитан 2-го ранга А.П. Киткин), не смог уничтожить неподвижный «Боярин» из-за неисправности мин и минных аппаратов. В результате покинутый крейсер был снесен на мель к о. Южный Саншандао. Дальнейшие попытки спасти его, предпринятые под руководством заведующего 1-м отрядом миноносцев капитана 1-го ранга Н.А. Матусевича, окончились неудачей из-за сильного шторма. Через двое суток после подрыва «Боярин» был вновь снесен на свое минное заграждение, где и затонул.

Гибель «Енисея» и «Боярина» без воздействия противника выявила серьезные недостатки в боеготовности эскадры, несостоятельность командования и опасность импровизаций в управлении силами. 1 февраля заведующим прибрежной обороной был назначен контр-адмирал М.Ф. Лощинский, которому передали и отчисленный от эскадры минный транспорт «Амур». С 3 по 10 февраля «Амур» под командованием капитана 2-го ранга Ф.Н. Иванова при обеспечении минными крейсерами и миноносцами поставил 295 мин в бухтах Дип и Керр, Талиенванском заливе, проливе Саншандао и в бухте Восьми кораблей. Кроме того, 20 мин было выставлено с минного плотика «Амура» в самом Талиенване. Мины ставились в пределах 3-мильных территориальных вод с объявлением в прессе для иностранцев, что снижало боевую ценность заграждений. Большая часть мин обоих минных транспортов была израсходована в сугубо оборонительных целях, а запаса таких мин в Порт-Артуре не было.

RuTOF05052.jpg

Крейсер «Россия»

Крейсера под флагом контр-адмирала М.П. Моласа с 9 по 22 февраля совершили четыре разведывательных похода, но каждый раз не удалялись далее 50 миль от Порт-Артура и противника не обнаружили. Японский флот прикрывал высадку в Чемульпо 1-й армии генерала Куроки, а в ночь на 11 февраля предпринял попытку закупорить выход из Порт-Артура затоплением пяти пароходов-заградителей в обеспечении миноносцев. Эта операция была сорвана огнем «Ретвизана» и береговых батарей - один заградитель затонул, а остальные выбросились на берег далеко от прохода. 12 февраля вице-адмирал Х. Того привел к Порт-Артуру главные силы Соединенного флота и, застав на рейде «Баян», «Аскольд» и «Новик», убедился, что закупорка провалилась. Правда, крейсерам вице-адмирала С. Дева удалось перехватить один из русских эскадренных миноносцев, посланных накануне в разведку. Командир «Внушительного» лейтенант М.С. Подушкин не решился прорваться в Порт-Артур и выбросил миноносец на берег в Голубиной бухте, где и затопил его под огнем «Титосе», «Такасаго», «Касаги» и «Иосино».

На фоне этих неудач и потерь несколько выгоднее выглядели действия Владивостокского отряда крейсеров под командованием капитана 1-го ранга Н.К. Рейценштейна. В первом походе к берегам Японии - с 27 января по 1 февраля 1904 года - «Россия», «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь» потопили пароход «Наканоура-Мару» (1084 брт) с грузом риса. Второй поход крейсеров - с 11 по 17 февраля - к северо-восточным берегам Кореи с осмотром Гензана закончился безрезультатно. Зато он вызвал отделение от Соединенного флота эскадры вице-адмирала Х. Камимура для демонстрации против Владивостока. 22 февраля броненосные крейсера «Идзумо», «Адзума», «Асама», «Якумо», «Ивате», бронепалубные крейсера «Касаги» и «Иосино» бомбардировали Владивосток, выпустив до 200 снарядов с «ничтожным результатом» 128. Многие из японских снарядов не разрывались. Русские крейсера задержались с выходом в море и не оказали противодействия японцам, которые ушли безнаказанными. Бомбардировка показала также слабость береговой обороны Владивостока, в частности, неудачное расположение береговых батарей и пренебрежение применением минного оружия.

ПРИМЕЧАНИЯ

121  - Здесь и далее состав японских сил приводится по официальному труду Морского генерального штаба «Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904 - 1905 гг.)», пер. с японского, тт. I - IV, СПб., 1910.

122  - «История русско-японской войны 1904-1905 гг.», М., Наука, 1977, с. 66-75.

123  - Wilson H.W., «Battleships in action», Vol.1., London, 1920, p. 181-182

124  - Мельников P.M. «Крейсер «Варяг». Л., Судостроение, 1983, с. 179-225.

125  - Из-за дефектов котлов системы Никлосса и главных машин «Варяг» мог развивать скорость немногим более 20 узлов. Фактическая скорость «Асамы» в 1904 - 1905 годах не превышала 19 узлов.

126 - Wilson H.W., Op. cit., p. 180.

127  - «Русско-японская война 1904-1905 гг.», кн.1. СПб., 1912, с. 329.

128 - Егорьев В.Е. «Операции Владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904 -1905 гг.» М.-Л., Военмориздат, 1939, с.78.

Оглавление

Hosted by uCoz