Оглавление

Хотя внешний осмотр дредноута проводился у борта американского линкора «Delavare» (BB-28), спешный осмотр на палубе выполнила команда американского минного заградителя «Shoumuth». Команда «Shoumuth» установила радиосигнальную аппаратуру и визуальную сигнальную аппаратуру. Последняя включала в себя индикаторы попадания бомб в виде генераторов густого дыма, раскатывающийся от мостика в носу брезентовый навес с большим красным крестом и кругом на нем в случае, если бомбометание могло продолжаться и который убирался, если бомбометание прекращалось.

Ответственным за проведение испытаний был назначен командующий атлантическим флотом адмирал Г.Б.Вильсон, который одновременно являлся и председателем наблюдательной комиссии. Ответственным за проведение испытаний со стороны флота был назначен кэптен А.У. Джонсон. Генерал Митчелл был ответственным за проведение испытаний со стороны армии. Кэптен С.Г.Р. Дойл, начальник базы Хэмптон-Роадс, отвечал за действия всех береговых служб.

Как и на других испытаниях, кроме бомбометания по «Iowa», флот построил линию из эсминцев в 14.000 ярдах от места бомбометания для контроля за морем в районе цели. Они не только должны были обеспечить пилотам выход на цель (хотя на самолетах имелись новые гирокомпасы Перри), но также обеспечить безопасность экипажам самолетов, потерпевших аварию и совершивших вынужденную посадку на воду. Дополнительно в качестве меры предосторожности и армейским, и флотским гидропланам и аэропланам было запрещено снижаться в районе цели ниже 1000 ярдов. Все воздушные атаки должны были делаться только по ветру, и кроме того, все корабли, за исключением «Iowa», не имели хода, стояли на якорях с неразведенными парами.

Испытания должны были начаться утром 20 июля 1921 года, и первоначально должны были испытываться 14-дюймовые бронебойные снаряды-бомбы и малые осколочные бомбы. Погода в этот день была штормовой и испытания хотели было отменить. Однако ближе к полудню погода несколько исправилась и было решено начать испытания, но не с бомбометания 14-дюймовых бронебойных снарядов-бомб, а с сбрасывания 230-фунтовых авиабомб. Почему были игнорированы более удачные 14-дюймовые снаряды-бомбы, остается до сих пор неизвестным, но я подозреваю, что эта перемена связана с тем. что флот опасался слишком успешного действия этих снарядов, поэтому он решил использовать изменение в планах в своих целях (5).

Ни один человек не был так самодоволен, как присутствовавший на этих испытаниях на безопасном расстоянии (на мостике линкора) секретарь флота Дэниэльс, который был уверен в том. что малые бомбы смогут лишь оставить следы на обшивке дредноута. Он и сопровождавшие его лица не были разочарованы в этом предположении.

«Ostfriesland» уверенно держался на воде при осадке 28 футов, когда чуть позже 13 часов по Вашингтонскому времени над ним появились первые самолеты. В13.39 пять флотских «DH-4» произвели первый налет на «Ostfriesland». Они сбросили 10 авиабомб, в 14 05 три флотских гидроплана «F.5.L» появились над старым линкором и сбросили 5 бомб. Затем они сделали еще несколько пролетов в строю и сбросили еще несколько (более 8) бомб. Таким образом, из подвешенных под крыльями этих самолетов 36 авиабомб были сброшены 33. но только 9 попали в цель, и из них к немалому удивлению наблюдателей взорвалось только 2.

Видимо, причиной этого конфуза были неудовлетворительные взрыватели. Одна из бомб угодила в стык верхней и бортовой броневых плит правобортной башни N.5. и куски взрывчатки (тротил) усеяли всю палубу вокруг. Пять невзорвавшихся авиабомб проделали в палубе отверстия около 10 футов в диаметре. Седьмая неразорвавшаяся бомба упала рядом с бортом и взорвалась уже под водой.

Две взорвавшиеся бомбы дали незначительный взрывной эффект. На левом борту между 305-мм башнями N.4 и N.5 образовались отверстия в палубе, размером 4x5 футов. Главная палуба осталась неповрежденной.

Кэптен Джонсон и наблюдатели вернулись на борт «Shoumuth» в 15.30, имея слабое представление об результате первого бомбометания. Сигнал возобновить бомбометание поступил почти сразу же и уже в 15.42 армейские бомбардировщики (два больших двухмоторных «Martin», а затем еще шесть со следовавшим за ними флотскими гидропланами «F.5.L») появились над линкором. Каждый армейский бомбардировщик нес на борту по две 550-фунтовые бомбы. Этот этап испытаний ожидался всеми с большим интересом, поскольку эти бомбы могли создать главное противокорабельное средство Митчелла - эффект "водяного молота".

Бомбометание проводилось сбросом одиночных авиабомб с интервалом в 1 минуту. Пары самолетов сбрасывали обе бомбы одновременно. Из 24 бомб были сброшены только 19, и из них 11 армейских 600 фунтовых. Армейские пилоты записали на свой счет два прямых попадания, а одна бомба упала у самого борта корабля). Флотские летчики добились трех прямых попаданий. Только одна из попавших прямо в корабль и одна угодившая в воду около корабля авиабомбы взорвались. Тем не менее наблюдателям показалось, что линкор получил слабые повреждения и ничего драматичного не произошло. Был подан сигнал прекратить испытания и все дальнейшие эксперименты были отложены на следующий день, так что корабль с комиссией мог подойти к борту линкора и наблюдатели в течение двух часов могли осмотреть «Ostfriesland».

550-фунтовая морская авиабомба взорвалась у конца главной палубы, где отсутствовала броня. Она проделала в палубе пробоину размером 15 дюймов, но не взорвалась и, прежде чем отскочить от броневой палубы, она прошила третью палубу с пробоиной в ней 9 дюймов. Это вполне согласовывалось с результатами, полученными при бомбометании по «Frankfurt». Другое попадание флотской бомбы в главную палубу около 36-го шпангоута привело к образованию 6-дюймовой пробоины в 17/8-дюймовой броневой палубе, которая состояла из слоя толщиной 7/8 дюймов никелированной стали поверх 1-дюймового слоя обыкновенной стали. При взрыве бомба, естественно, расширила пробоину в батарейной палубе. Третья флотская бомба поразила правое орудие башни N.5. при этом бомба раскололась на куски, а ствол тяжелого орудия не был поврежден. 600-фунтовая армейская авиабомба угодила в корму, где она проделала в главной палубе дыру в 18 дюймов, и затем прошла еще через две нижние палубы, проделав в них пробоины в 15 и 10 дюймов соответственно, прежде чем отскочила от кормовой части броневой палубы. Ни одно из этих попаданий не сумело пробить броневую палубу и нанести повреждения отсекам под броневой палубой.

Оглавление