![]() |
Схема 1 Кривые эффективности торпед американского флота для различных дистанций Расчетные характеристики американских торпед
|
Во время исследования обсуждалось также использование крейсера с полетной палубой CtV в составе прикрытия боевой линии эскадры, когда он отражает нападение вражеского соединения эсминцев из четырех кораблей. Рассматривались варианты для корабля с самолетами на борту и без них. Цель испытания состояла в том, чтобы не допустить выход эсминцев противника на позицию торпедного залпа, которая определялась, прежде всего, дальность до цели и курсовым углом на цель. Наиболее выгодная дальность стрельбы обозначалась внешними и внутренними пределами. За внешнюю границу принималось максимальное расстояние, которое позволило бы торпеде достигнуть попадания, принимая во внимание скорость и относительный курс цели. На схеме №1 показаны кривые, которые иллюстрируют рабочий диапазон внешних границ для различных торпед, рассчитанный при допуске скорости цели 18 узлов. В реальных условиях расстояние от точки торпедного залпа до цели должно быть намного меньше указанной внешней границы; это позволило бы намного уменьшить ошибки в прицеливании, вызванные зрительными погрешностями в определении курса и скорости цели, а также значительно сокращает время, которым мог бы воспользоваться атакованный противник для уклонения от торпед.
Внутренняя граница определялась тем пределом, на который могли бы приблизиться эсминцы без риска быть потопленными или получить повреждения, которые не могли бы позволить произвести торпедный залп. В реальной обстановке это означает приближение эсминцев к кораблям противника до того времени, когда они пристреляются и их ответный огонь станет эффективным. Конечно, во время боя имеют значение и множество других факторов - внезапность, условия видимости, состояние погоды и иные. Труднее рассчитать курсовой угол на цель во время торпедного залпа, иначе говоря, угол упреждения в так называемом «торпедном треугольнике». Конечно, в идеальном варианте торпеда будет приближаться к точке попадания под углом 90 градусов к курсу цели («90 track angle») - в этом случае цель будет представлять наибольшую длину (имея в виду проекцию цели на линию своего курса).
На схеме № 2 показан метод «Решения задачи определения курсового угла на цель» («Solution of the Best Target Angle»), разработанный в Военно-морской Академии в 1932 году. Из него следует, что позиция эсминцев получит преимущественное положение, перед боевой линией противника и несколько в стороне от ее предполагаемого курса. Если эсминцы смогут достигнуть ее, то они будут представлять угрозу возможностью успешной торпедной атаки. Очевидно, что командующий в боевой линии должен заранее предусмотреть эти опасные позиции и нацелить на них крейсеры с 6-дюймовой артиллерией - в случае возникновения угрозы они должны выдвинуться к этим позициям и уничтожить эсминцы. На схеме № 3 показана копия так называемой «Карты яблока» («Apple Card»), помогающей определить дистанции и пеленги до предполагаемых позиций торпедного залпа, - такая карта должна была иметься, как минимум, на каждом из охранных крейсеров.
Для полноты исследований были рассмотрены шесть различных вариантов привлечения крейсера с полетной палубой для отражения атаки соединения эсминцев противника - в дневное и ночное время, с использованием палубных самолетов и без них. На схеме № 4 показан сценарий одного из этих экспериментов. В целом же можно сказать, что, по предполагаемым расчетам, во всех случаях, как в ночных, так и в дневных столкновениях с эсминцами, крейсер с полетной палубой CLV добивался полного уничтожения эсминцев еще до времени выхода их в позицию торпедного залпа. Исследование, проведенное с крейсером CL-26 с такими же условиями, показывали, что, по крайней мере, один эсминец имел шансы выйти в точку залпа. Основной причиной этого признавались относительные различия и достоинства 6-дюймовых /47-калиберных и 8-дюймовых 55-калиберных орудий при противопоставлении их характеристикам эсминцев.