Оглавление

"Katsuragi" и "Atago" (типа "Unryu") имели по два двигательных агрегата эсминцев по 52.000 WPS. Скорость 32 узла. Остальные авианосцы этого типа имели двигательную установку крейсера в 152.000 WPS, как "Soryu" и "Hiryu".

Радиус действия "Kasagi" 10000 миль 18-узловым ходом.

"Hosyo", принимавший участие в сражении у Мидуэя, затем использовался как учебный и его полетная палуба была увеличена до наиболее возможного предела.

В августе 1945 года к испытаниям был подготовлен легкий авианосец "Ibuki", оставшийся в единственном числе из кораблей данного типа. Он был заложен в апреле 1942 года в качестве крейсера, а летом 1943 года, через несколько недель после его спуска на воду, было решено переоборудовать его в авианосец. "Ibuki" подобен американским авианосцам типа "Independens". На нем оставили только половину двигательной установки, предусмотренной для крейсера. 72.000 л.с. сообщали авианосцу скорость 29 узлов.

Следует напомнить также о переоборудовании японцами двух линкоров и одного крейсера с тем. чтобы использовать их как корабли смешанного типа. После боя за остров Мидуэй линкоры "Ise" и "Hyuga" в течение года подверглись некоторым изменениям. На месте двух кормовых башен главного калибра был построен обширный ангар с подъемником, вмещающий 22 самолета. Они могли быть подняты в воздух с помощью двух катапульт за 20 минут. Планировалось такие же работы провести и на кораблях "Fuso" и "Yamashiro", но они еще до этого погибли в проливе Суригао во время боев за остров Лейте в октябре 1944 года. Нехватка самолетов не дала возможности снабдить ими оба переоборудованных корабля и в боях за Лейте они участвовали только как линкоры, без всякой авиации. Необходимо добавить, что на этих кораблях была изъята артиллерия вспомогательного калибра (восемнадцать 140-мм орудий) и установлена зенитная артиллерия (шестнадцать 127-мм орудий в восьми спаренных установках, шесть тридцатиствольных 120-мм ракетных установок и 104 25-мм зенитных автомата, из которых 93 были смонтированы в строенных установках).

Тяжелый крейсер "Mogami" через два года после Мидуэя, в котором он получил серьезные повреждения, снова вступил в строй. Во время ремонта он подвергся большим изменениям: две кормовые башни были заменены полетной палубой. Несколько недель спустя, 25 октября 1944 года, во время боя в проливе Суригао крейсер был потоплен. Сначала он был обстрелян корабельной артиллерией, а затем добит авиацией.

Японцы, так же как и англичане, считали, что в конвои необходимо включать большие торговые суда, оборудованные полетными палубами. Но ни одно из заказанных флотом таких судов не вступило в строй, как транспорты; обстановка заставила их переделать в торговые суда, но у японцев имелись три других корабля с взлетно-посадочной палубой, заказанные армией, о которых будет рассказано ниже, при описании кораблей, заказанных армией для собственных нужд.

ТРАНСПОРТЫ ДЛЯ САМОЛЕТОВ И ГИДРОСАМОЛЕТОВ.

Токийское Адмиралтейство имело в своем распоряжении большое количество транспортных судов и судов заправщиков для авиации. Одни из них были специальной постройки, другие были переоборудованы из торговых судов. "Mizuho", спущенный на воду 25 февраля 1939 и потопленный 1 мая 1942 года, являлся однотипным "Chitose" и "Chiyoda", впоследствии переоборудованным в легкие авианосцы. Водоизмещение "Mizuho" равнялось 11.500 тонн, силовая установка из четырех дизелей (15.200 л.с.) сообщала ему скорость 22 узла.

Корабль "Nisshin", спущенный на воду 30 ноября 1939 года и перевооруженный 27 февраля 1942 года, был построен как крупный минный заградитель (700 мин), но имел обширную палубу, две катапульты и четыре мощные стрелы. Он мог брать на борт двенадцать разведывательных гидросамолетов. При стандартном водоизмещении 11.317 тонн скорость его достигала 28 узлов. Впоследствии этот корабль был использован как плавбаза карликовых подводных лодок, но при этом на нем было сохранено авиационное оборудование.

Кроме этих кораблей в транспорты авиации или заправщики для самолетов были переоборудованы 18 торговых судов водоизмещением от 5800 до 8600 тонн и скоростью хода от 15 до 19 узлов. Как правило они могли брать на борт 12 самолетов, для которых они служили базой.

Японский флот использовал также определенное количество кораблей, подобных французскому "Commandante Rober Jiro" (бывший немецкий). Самым . крупным из них был "Akitsushima", вооруженный в апреле 1942 года. Водоизмещение 4670 тонн. Дизельная установка в 8000 л.с. сообщала кораблю скорость в 19 узлов. Другие были значительно меньших размеров, часть из них - с деревянным корпусом. Служили они спасательными судами для самолетов. Переоборудование началось с тральщика с очень длинным ютом, на корме которого был установлен поворотный кран, поднимающий от 3 до 5 тонн. Таких судов, конструкции 1933 года, к началу войны насчитывалось 15 единиц (100-200 тонн). В ходе войны было заложено 30 кораблей подобного класса водоизмещением 300 тонн. Большая часть из них была построена. Каждое судно могло перевозить по два гидросамолета. Имея длину 46,50 м, осадку 2,25 м и скорость хода 14 узлов при работе двух дизелей в 400 л.с., эти ремонтно-аварийные суда обладали большой мореходностью и поворотливостью. Каждое из авиационных соединений флота имело несколько таких мелких судов.

КРЕЙСЕРА.

В 1939 году японский флот насчитывал двенадцать тяжелых крейсеров 1-го класса (орудия калибром 203 мм) и двадцать три крейсера 2-го класса, из которых семнадцать были вооружены орудиями 140 мм и шесть более новых с проектным водоизмещением 8500 тонн, которые должны были иметь 15 или 12 орудий калибром 155 мм, установленных в трехорудийных башнях. Фактически эти корабли (типов "Mogami" и "Tone") имели водоизмещение, как и восемь тяжелых крейсеров из серии "Atago" и "Myoko", равное 11.000 тонн, а их пять трехорудийных башен калибром 155 мм были заменены двухорудийными калибром 203 мм. Таким образом японцы начали войну, имея восемнадцать тяжелых крейсеров. Кроме того, они усовершенствовали в большей или меньшей степени все крейсера, вступившие в строй в период между 1926 и 1932 годом.

Оглавление

Hosted by uCoz