Оглавление

Необходимо сказать несколько слов о кораблях-мишенях. Перед войной в корабль-мишень был переоборудован первый японский дредноут "Settsu". Он подвергся переоборудованию (с 1937 по 1940 год) в радиоуправляемую цель, команды передавались со специально оборудованного старого эсминца "Yakaze" постройки 1920 года. Во время войны, несмотря на трудности в поставках материалов, было построено еще три корабля-мишени, предназначенные исключительно для обучения личного состава морской авиации Два последних из них вступили в строй только в самом конце войны. Головной корабль этой серии был "Hakashi" водоизмещением 1900 тонн и ходом 19 узлов. В случае необходимости он мог использоваться в качестве конвойного эсминца. Два последних по размерам и скорости приближались к описанным ранее японским "сверхэсминцам" (2670 тонн, в полном грузу 3050 тонн, 32,5 узла). Эти корабли имели тонкую горизонтальную броневую палубу.

Заканчивая обзор по военному кораблестроению Японии в последней мировой войне, нужно сделать несколько замечаний.

В противоположность тому, что наблюдалось в других флотах конструкция японских кораблей становилась все более простой и более прочной. Штаб не в силах был обеспечить все заявки - не было стали. Производственные мощности страны снизились настолько что не могли уже удовлетворять потребности армии и флота. Известно насколько низко было производство самолетов в конце войны. В последней фазе войны часто не было возможности обеспечить флот необходимым количеством требующихся ему самолетов. Во время боя за Лейте четыре авианосца ударно-диверсионной группы адмирала Одзава получили вместо полагавшихся им 180 самолетов только 106, причем с плохо обученными летчиками. Два же линкора, которые должны были иметь по 22 самолета, не получили ни одного.

С 1943 года Япония, также как и Англия, должна была крепко задуматься над вопросом охраны своих морских сообщений. Она должна была поддерживать связь с разрозненными гарнизонами, раскиданными по самым отдаленным участкам, захваченным в 1941-42 годах, а в данное время атакуемых или окруженных американцами, и обеспечить их всем необходимым. Это был вопрос первостепенной важности, поэтому было необходимо уделить особое внимание строительству эскортных эсминцев и подводных лодок-транспортов. Необходимо было пополнять соединения, понесшие потери. Из-за нехватки металла в 1944-45 годах целые серии мелких боевых судов - тральщики, сторожевики и даже эскортные эсминцы, не говоря уже о многочисленных спасательных судах для летчиков и десантных баржах, строились из дерева. Японская техника конца войны была значительно ниже по качеству по сравнению с американской, в особенности в части электроники. До весны 1945 года даже удачные образцы многих видов техники и вооружения не могли быть использованы из-за отсутствия подготовленного персонала.

Разумеется, что для облегчения работы конструкторских бюро и ускорения темпов производства морская боевая техника была по возможности стандартизирована Один и тот же тип турбинного двигателя (152 000 л.с. на четырех валах) устанавливался как на тяжелых крейсерах так и на авианосцах типа "Taiho" и "Unryu". Такой же двигатель только на двух валах, с теми же котлами и такими же турбинами, был установлен на авианосце "Ibuki" Стандартный двигатель мощностью 52 000 л.с., принятый на эсминцах типа "Asashio", "Kagero" и "Akizuki", устанавливался также и на кораблях-мишенях и на многих легких авианосцах типа "Unryu" (104 000 л.с. на четыре вала). То же самое происходило и с дизельными установками. Они выпускались трех видов 2100, 950 и 400 л.с., первый использовался для крупных эскортных эсминцев, второй для эскортных эсминцев типа "С", легких минных заградителей, тральщиков буксирных и спасательных судов и др. Что же касается эскортных эсминцев типа "D" и транспортов типа LST, на них устанавливался тот же турбинный двигатель мощностью 2500 л.с., которым Япония оснащала часть своих грузовых судов выпуска военного времени.

Оглавление