Оглавление

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ  и РЕКВИЗИРОВАННЫЕ СУДА.

Морской ежегодник 1940 года говорит о вспомогательных судах японского флота, построенных и вошедших в состав флота до этого года и с условием, что многие из них (как. например. "Taigei" и оба типа "Takasaki") в дальнейшем будут переоборудованы в легкие авианосцы. Было предусмотрено реквизировать большое количество крупных торговых судов и еще большее количество небольших транспортов. В декабре 1941 года японский флот увеличился на перечисленные ниже 823 единицы, часть из которых, и в частности вспомогательные крейсера, принимали участие в военных действиях с сентября 1941 года:

-  10 вспомогательных крейсеров;
-  3 крейсера - минных заградителя;
-  12 минных заградителей, из них 5 береговой охраны;
-  6 сетевых заградителей;
-  50 малых сетевых заградителей;
-  15 транспортов для перевозки самолетов и заправщиков для гидросамолетов;
(пропуск в тексте, прим. ВВС) заправщика для эсминцев;
-  5 заправщиков для подводных лодок;
-  3 заправщика для тральщиков;
-  46 вспомогательных конвойных эсминцев;
-  31 вспомогательных эсминцев, оборудованных в малые минные заградители;
-  111 вспомогательных охотников за подводными лодками;
-  105 вспомогательных тральщиков;
-  211 мелких сторожевых судов;
-  2 плавучие мастерские;
-  2 гидрографических судна;
-  2 обслуживающих судна;
-  2 ледокола;
-  26 транспортов для перевозки продовольствия (из них 6 крупных и 20 небольших);
-  117 других транспортных судов, из них 12 для перевозки личного состава;
-  8 водоналивных судов;
-  31 танкер;
-  6 угольщиков;
-  9 грузовых судов для перевозки угля и мазута;
-  3 госпитальных судна;
-  2 спасательных судна;
-  1 корабль-цель.

Вспомогательные крейсера почти никогда не использовались для выполнения своих непосредственных задач, а чаще всего - как транспорты. За исключением четырех крупных судов водоизмещением 9-10 тысяч тонн, японцы предпочитали суда среднего тоннажа - 4700-7400 тонн, со скоростью хода 18-21 узел. Все они, кроме одного, были оборудованы дизельным двигателем и имели большую дальность плавания. Соответственно своему тоннажу их вооружение состояло из четырех-восьми 120-мм орудий (как у старых эсминцев) или 140-мм орудий (как крейсера типа "Kitakami"), иногда 152-мм орудий старого образца. Многие из них имели по одному двухтрубному торпедному аппарату калибром 533 мм, а некоторые - по одному гидросамолету. Все имели зенитную артиллерию, первоначально очень слабую, включающую несколько пулеметов калибров 12,7 и 7,7 мм. Те суда, которые были переоборудованы в минные заградители, могли брать на борт 400-500 мин. Из этого видно, что мысли немцев и японцев об использовании вспомогательных крейсеров совпадали. Все эти корабли были потоплены, так же как, впрочем, и 70 % судового состава вспомогательного флота, перечисленного выше.

Оглавление

Hosted by uCoz