Оглавление

ВЗРЫВНЫЕ КАТЕРА типа "SHINYO".

К моменту капитуляции Япония имела 6200 взрывных катеров типа "Shinyo". Их строительство началось в 1944 году и ежемесячно их изготавливалось по 400-600 штук. Это небольшие деревянные катера очень простой конструкции, похожие на итальянские типа МТМ. Строились они в нескольких вариантах - в зависимости от выбранного для этого предприятия. Обычно это были небольшие судоверфи, автомобильные заводы и др. Как в Японии, так и в Шанхае. Сингапуре, а также в Индонезии.

Катера передвигались с помощью одного-двух авиамоторов мощностью по 62 и 67 л.с. В зависимости от длины (5,1 - 6,5 метров) и двигателя скорость хода колебалась от 18 до 28 узлов. Радиус действия во всех случаях был порядка 100-120 миль при скорости 18-20 узлов. Носовая часть была начинена взрывчаткой общим весом 250 кг. Катер управлялся одним человеком, сидящим на краю кормы. Нацелив катер на намеченное направление, человек спрыгивал в воду. Более крупные катера типа Nr.5 (6,5 метров, два мотора по 67 л.с., 28 узлов) были сконструированы для командиров отрядов. Часто вооружение катера состояло из двух 120-мм ракет и 13-мм пулеметов. Эти небольшие катера использовались в боях за Филиппинские острова, у Иводзимы и Окинавы. Опыт первых боев показал, что для прорыва охранения противника они должны были иметь сопровождение.

ДЕСАНТНЫЕ СРЕДСТВА и КОРАБЛИ ПОДДЕРЖКИ АРМИИ.

Первые японские десантные суда и баржи были построены за много лет до войны по заказу армии и предназначались для перевозок войск в Китай. В 1934 году армия заказала крупное транспортное турбинное (два агрегата) судно "Shinshu Maru" водоизмещением 12 тысяч тонн и скоростью 19 узлов. Внешне оно было похоже на американские десантные и грузовые суда типов АРА и АКА, принимавшие участие в последней войне Судно было оборудовано для несения 20 барж и 20 самолетов, укрытых в специальном ангаре По бортам от мостика располагались две катапульты. На корме были устроены открывающиеся широкие дверцы, на каждом борту установлены подъемный кран и мощные стрелы для перемещения тяжелой техники - танков, грузовых автомашин и барж. В конце 1939 и в 1941 годах армия закупила на верфи два турбохода (11.800 тонн, две турбины, 20 узлов) и оплатила их переоборудование в примерно такие же суда. Отличительной чертой этих транспортов - "Akitsu Maru" и "Nagitsu Maru" - было наличие полетной палубы и [pilot-passerelle en abord] (так в тексте, прим. ВВС). Они могли брать на борт 30 самолетов. Уже в конце войны, в начале 1945 года, было построено другое транспортное судно "Kumano Maru", также с полетной палубой (12.000 тонн, 19 узлов). Этот корабль брал на борт 37 самолетов, а также 25 барж (длиной 14 и 17 метров), которые спускали на воду через открывающиеся двери у ахтерштевня. Кроме этих специальных судов использовалось большое количество реквизированных торговых гражданских судов. В ходе войны экипажи на них формировались как из моряков, так и из солдат.

В течение войны Япония наладила строительство специальных десантных судов приспособленных для действий у побережья и островов. Они классифицировались как большие самоходные десантные баржи и строились по трем проектам.

Наиболее крупные из них - суда 1-го класса, 1800-тонники - строились и вооружались флотом, поэтому наряду с обычным артиллерийским вооружением, состоящим из двух 127-мм орудий универсального огня и 26 зенитных 25-мм автоматов, имели еще и глубинные бомбы, а также предусматривались варианты вооружения их человеко-торпедами. Эти корабли могли брать на борт 480 десантников и 500 тонн груза. Варианты нагрузки были различны, например, четыре 14-метровых десантных плашкоута и 260 тонн снаряжения; 4 танка-амфибии и 220 тонн снаряжения; 2-3 лодки "Koryu"' (в сумме 184 тонны) (или 6 человеко-торпед "Kaiten") и 243 тонны различных грузов. Корабли не имели откидных ворот-аппарелей, груз спускался на воду с кормы. Имелись два поста разгрузки и специальная наклонная плоскость.

Десантные суда 2-го класса - 1130-тонники - могли брать на борт 120 десантников и 218 тонн груза. При необходимости корабли могли брать на борт от 5 до 14 танков (в зависимости от их типа). Существенным улучшение было то. что они имели специальные откидные ворота и выдвижные аппарели. Это позволяло широко использовать их для перевозки техники. Суда были вооружены одним 80-мм зенитным орудием и 21 зенитным 25-мм автоматом. Имелось на борту 12 глубинных бомб. В качестве силовой установки применялась паровая турбина, но три корабля имели вместо нее дизеля. Из 69 построенных единиц 26 принадлежали армии, а остальные флоту.

Десантные суда малого типа Nr.1 были вооружены одним 75-мм и одним 50-мм орудиями, четырьмя 20-мм автоматами и четырьмя пулеметами. Они имели два трюма для техники, могли брать на борт четыре 15-тонных танка, один грузовой автомобиль и 170 десантников. Для выгрузки также имелись откидные ворота и специальные сходни. По силуэту напоминали небольшое грузовое судно Они все строились по заказу армии.

ед. изм. 1-го класса 2-го класса SS Nr.l
Построено ед. 21 69 25
Годы постройки - с июля 1943 с января 1943 с 1943
Водоизмещение т 1800 1129 948
Длина наибольшая м 96,0 80,5 53,02
Ширина м 10,2 9,1 9,6
Осадка м 3,6 3,13 2,8
Механизмы 1 турбина 1 турбина 2 дизеля
Мощность л.с. 9500 2500 1100
Скорость узлов 22 16 13,5
Радиус действия миль 6400 (12) - -

Было также построено большое количество небольших десантных судов, характеристики которых приведены в таблице.

ед. изм. SB-C Shuhotsu LB-D (*) N.LB-D Nr.l (**)
Водоизмещение т 6,5 15,5 20,6 17,0 33/37 80,0
Корпус сталь сталь сталь дерево сталь сталь
Длина наибольшая м 20,6 13,0 14,6 15,0 17,6 33,0
Ширина м 2,44 2,9 3,35 3,6 3,7 5,0
Осадка м 0,6 0,8 0,75 0,55 0,98 2,0
Механизмы бензиновый бензиновый бензиновый бензиновый дизель бензиновый
Мощность г л.с. 60 60 60-80 80 120-300 2 по 400
Скорость узлов 7,5 8,0 7,5 8,0 8 - 10 23,0
Десантников чел. 35 60 70 80 100 ?
Снаряжения т 3,3 10 10 8 16 23
Откидные ворота и сходни

нет есть есть есть есть нет

* - Десантные баржи класса "Moku dai Hatsu" - подобны американским самоходным баржам типа LCM и самоходным десантным баржам войск и легких транспортных средств типа LCVP. Эти суда действовали в Индо-Китае. Многие из них вооружались как канонерские лодки для мелководных бухт и рек.

** - Десантных судов типа Nr.1 было построено 60 единиц. Они сооружались по заказу армии как быстроходные транспортные средства, но использовались в основном как канонерские лодки, а позже и как охотники за подводными лодками, лишь иногда привлекаясь как транспорты. Имелась большая шлюпка, спускаемая по наклонной плоскости в корме.

В течение всей войны армия имела свои собственные крупные флотилии, состоящие не только из десантных судов. Она располагала также тридцатью торпедными катерами, вооруженными пушками (18 тонн, 1600 л.с., 37 узлов), тремя тысячами лодок-подрывателей типов "Nr.1" и "К", обладающими такими же техническими данными, что и флотские катера "Shinyo", а также большим количеством мелких транспортных судов с деревянным корпусом, построенных по чертежам рыболовецких судов (300 л.с., 12 узлов). Армия имела даже свой подводный флот, хотя это были транспортные лодки. Чертежи этих лодок были выполнены одним офицером инженерных войск, который руководствовался конструкцией подводной лодки типа НА-101 (принадлежащей флоту), но при этом он несколько упростил ее. Всего существовало два типа транспортных лодок: один - водоизмещением 273 тонны и длиной 40 метров, другой - водоизмещением 392 тонны и длиной 49 метров. Подводные лодки были оборудованы двумя дизелями, работающими на один винт у первого типа и на два винта - у второго (соответственно 400 и 700 л.с.). Радиус их действия равнялся 1800 морских миль при скорости хода 8 узлов в надводном положении и 32 морские мили при 4 узлах в подводном положении. Оба типа лодок могли перевозить по 40 тонн грузов и имели на вооружении 37-мм пушку и пулемет. Лодки начали вступать в строй только в 1944 году и действовали у островов Бонин и Лейте

Оглавление