(Интересные описания нападений с помощью "Каiten'oв" можно найти в книге "Sunk" капитана 3 ранга Мошитсура Хасимото (Mochitsura Hashimoto), офицера японского ВМФ. Книга издана в Лондоне Cassel and Co и переведена в СССР - Хасимото "Потопленные")
Весной 1943 года молодые японские офицеры предложили проект одноместной торпеды, двигающейся с помощью установки обычной торпеды Mod.93. Проект был назван "Kaiten-1" ("дорога на небо"). Первоначально проект предусматривал устройство люка для спасения сидящего в ней человека, после того как он установит и укрепит руль в направлении цели. Но вскоре от такого устройства отказались и проект получил название человеко-торпеды. "Kaiten-1" было построено около 750 штук. Они перевозились на открытой палубе подводной лодки или на борту крейсера "Kitakami", специально переоборудованного для несения восьми человеко-торпед, которые могли спускаться на воду в течение восьми минут. Для этой же цели были переоборудованы два эсминца типа "Minekaze", они были снабжены наклонными сходнями, идущими с кормы, по которым скатывались "Kaiten'ы", расположенные на открытой ровной палубе одна за другой. Предусматривалась также их транспортировка с помощью новой серии эскортных миноносцев ПЛО, заложенных в 1944-45 годах.
В течение лета 1944 года был разработан новый тип человеко-торпеды больших размеров и более быстроходной, которая двигалась с помощью мотора, работающего на перекиси водорода и имеющая заряд взрывчатки почти в три раза больший (1500 кг вместо 500 кг), чем в первом варианте. Испытания новой модели, существующей в двух вариантах "Kaiten-2" и "Kaiten-4", проводились весной 1945 года. Результаты были успешные, однако встретились трудности с производством двигателей. По этой причине бездействовало большое количество уже построенных корпусов этих моделей.
ед. изм. | Kaiten-1 | Kaiten-4 | |
Всего заложено | ед. | около 400 | |
Годы постройки | 1944-1945 | 1944-1945 | |
Водоизмещение: | |||
подводное | т | 8,3 | 18,37 |
Длина наибольшая | м | 14,75 | 16,50 |
Диаметр корпуса | м | 1,00 | 1,35 |
Скорость | узлов | 30 | 40 |
Дальность хода (в скобках - скорость) | км | 78(12), 43(20), 23(30) | 62(20), 38(30), 27(40) |
Вес заряда | кг | 550 | 550 |
Нужно отметить также существование еще пятнадцати видов специального оружия ("Shinkais", "Kanamonos Mod.M Mod.U и Mod.S"). Все они опытные. Некоторые из них были с резервуаром и торпедным двигателем в корме. Они имели сигарообразную форму. Ни один из этих видов не был принят на вооружение и в боевых действиях не участвовал.
Япония, купившая в 1920-22 годах четыре сторожевых катера СМВ "Thornycroft" типа "55-ft"( 55-футовые), затем долгое время (до 1939 года) не интересовалась торпедными катерами, ограничившись только проведением испытаний катера MAS типа "Baglietto", купленного в Италии и нескольких СМВ "Thornycroft" захваченных в Китае. Шесть катеров, запланированных к постройке по программе 1939 года и заложенных только весной 1941 года, фактически являлись копией опытного прототипа, построенного в 1940 году по проекту, в свою очередь позаимствованному в Италии у фирмы "Baglietto". Все они имели деревянный корпус. Серийные отличались от головного тем, что на каждом борту имели специальные зажимы удерживающие торпеду, в то время как прототип имел систему выстреливания торпед с кормы, как это было принято на СМВ. Большая часть из 238 торпедных катеров (Outsu-Gata). построенных в ходе войны (и из которых 48 были потоплены), являлись повторением первой серии катеров, известных под названием Т-1. Тактико-технические данные их мало отличались - в основном отличия появились из-за разнотипности применявшихся двигателей. Скорость хода большей части катеров не превышала 20-22 узлов.
Восемнадцать торпедных катеров совершенно иной конструкции были предусмотрены программой 1941 года. Девять из них вступили в строй только в ноябре 1943 года и известны как тип "Ako-Gata". Их силуэт и технические данные во многом напоминали известные немецкие "Schnellboote", за исключением катера Nr.10, имеющего четыре бензиновых мотора, разделенные на две группы и работающие на два вала через редукторы типа "Vulkan" (по одному на каждую группу). Другие катера имели по четыре бензиновых мотора мощностью в 900 л.с., вращавшие четыре вала. Такая установка считалась менее целесообразной по сравнению с германским вариантом, где применялся легкий дизель.
Японцы построили также 105 моторных артиллерийских катеров под названием "Hayabusa-Tei", из которых 17 были потоплены. Они переоборудовали опытный катер, купленный в 1939 году у фирмы "Baglietto", а также использовали корпус торпедного катера, построенного из дерева и стали, с четырьмя пулеметами (калибра 20 мм и 7,7 мм) и тремя 25-мм орудиями, иногда находящимися в легкой башне-турели. Вооружение дополнялось несколькими (обычно четыре) глубинными бомбами.
Катерные подразделения обычно состояли из отрядов каждый из которых включал двенадцать торпедных и шесть моторных артиллерийских катеров На обязанности последних лежала задача эскортирования, имея впереди всегда катер типа "А". В последние месяцы войны многие моторные артиллерийские катера были переоборудованы в торпедные.
Непохожими на предыдущие серии были два типа сторожевых катеров: 25-тонники и 15-тонники, построенные в количестве 80 и 38 единиц соответственно, начиная с 1938 года. Катера предназначались для действий в устьях рек и бухтах китайского побережья. Винты на них были устроены под специальным изгибом корпуса, наподобие обычных канонерских лодок рек Китая.