Под наступательными средствами в данной статье подразумеваются карликовые подводные лодки, "Kaiten-ы" (человеко-торпеды), торпедные катера и катера со взрывчаткой. Рассмотрим их по отдельности.
Две первые подводные лодки-"карлики" с экипажем из двух человек, полностью электрифицированные и с большой подводной скоростью (24 узла), были построены в 1934 году в качестве опытных лодок. Они должны были приниматься на борт авианосца "Chitose" и в случае необходимости они принимали участие в боевых действиях, проводимых эскадрой в открытом море. После первых испытаний эти маленькие лодки были снабжены боевой рубкой. В 1936 году на воду были спущены еще две такие же подводные лодки, получившие номера 1 и 2. Строительство лодок проводилось в глубокой тайне. Официально они были известны под названием "A-Hyoteki" - корабль-цель типа "А", выбранным для маскировки истинного наименования этой лодки.
После проведенных опытов по спуску на воду, проведенных на "Chitose", было решено приступить к строительству таких лодок в большом количестве на верфях со специальным оборудованием в Уразаки, в районе Куре. Авианосец "Chiyoda", однотипный "Chitose". был оборудован таким образом, чтобы он мог брать на борт двенадцать карликовых лодок. Испытания показали, что лодка при спокойном море и опытном экипаже спускалась на воду за 17 минут Именно лодки этой конструкции были привезены пятью подводными лодками I-16, I-18, I-20, I-22 и I-24 к Пирл-Харбору перед внезапным нападением на эту базу.
Весной 1942 года уже было построено сорок карликовых лодок, которые предполагались для береговой обороны. Однако их недостаточный радиус действия и невозможность перезарядки аккумуляторных батарей без портового оборудования говорили о том. что они не очень подходили для выполнения такой задачи, где требуется длительное пребывание в море. Было решено приступить к строительству более совершенной подводной лодки N-53. которая так и осталась в единственном числе, но послужила прототипом для двух других серий карликовых подводных лодок улучшенного образца. Лодка N-53 водоизмещением более 40 тонн имела дизель-электрическую установку мощностью 40 л.с./25 кВт, дающую возможность перезаряжать батарею за 18 часов. Радиус действия в надводном положении равнялся 350 милям при скорости хода 6,5 узлов. Экипаж состоял из 3 человек, в том числе один механик.
Последним типом карликовых подводных лодок японского флота стали лодки типа "D" под названием "Koryu", первая такая лодка была заложена в июне 1944 года и была готова в январе следующего года. Лодка считалась очень совершенной обладала большой маневренностью, могла перезаряжать батарею за 8 часов, погружалась на 100 метров, держась на этой глубине до 40 минут. Скорость хода в подводном положении могла достигать 16 узлов, а при скорости 2,5 узла лодка могла идти под водой в течение 50 часов. В надводном положении радиус действия достигал 1000 морских миль. Планом было предусмотрено к сентябрю 1945 года построить 540 таких лодок, а затем строить ежемесячно по 180 штук. Американские воздушные бомбардировки в значительной мере замедлили темп строительства лодок. К моменту капитуляции Япония располагала только 115 такими полностью готовыми лодками, еще 496 находились в различных стадиях постройки на одиннадцати верфях Японии.
Все карликовые подводные лодки японского флота имели одинаковое вооружение - два аппарата для 457-мм торпед. Их максимальная скорость в подводном положении все время возрастала а затем резко упала с 24 узлов до 19, а потом до 16 узлов Это произошло вследствие различных дополнений и применения защитных устройств, которыми лодки оснащались.
В 1944-45 годах японцы строили также новый тип морского оружия "Kairyu". представляющий собой нечто среднее между карликовой подводной лодкой и человеко-торпедой. Более мелкие по сравнению с "Koryu" (19 тонн вместо 59), они походили на большую торпеду с боевой рубкой и имеющую у каждого борта в районе рубки лопасть стабилизатора. С наружной стороны, под корпусом, у них имелись две торпедные трубы (иной вариант вооружения - боевой заряд в носовом отсеке, чем они напоминали торпеду). В конце войны было закончено строительство 250 лодок типа "Kairyu" из запланированных 760 штук. Еще около 200 штук находились в различных стадиях постройки.
ед. изм. |
"А" |
"В" / "С" |
"D" "Koryu" |
"Kairyu" |
|
Всего заложено |
ед. |
62 |
16 |
115 |
212 |
Годы постройки |
1934-1943 |
1942-1945 |
1944-1945 |
1944-1945 |
|
Водоизмещение: |
|||||
подводное |
т |
46 |
49,8 |
59,68 |
19,26 |
Длина наибольшая |
м |
23,90 |
24,90 |
26,15 |
17,28 |
Диаметр корпуса |
м |
1,85 |
1,88 |
2,04 |
1,30 |
Скорость надв. |
узлов |
_ |
6,0 |
8,0 |
7,5 |
Скорость подв. |
узлов |
19,0 |
18,5 |
16,0 |
10,0 |
Мощность надв. |
л.с. |
- |
40 |
150 |
80 |
Мощность подв. |
л.с. |
- |
600 |
500 |
- |
Дальность надв. |
миль |
- |
350/5,5 |
1000/8 |
450/5 |
Дальность подв. |
миль |
- |
120/4 |
50/2,5 |
36/3 |
Торп. аппаратов |
шт. |
2 457-мм |
2 457-мм |
2 457-мм |
2 457-мм или заряд 550 кг |
запас торпед |
шт. |
2 |
2 |
2 |
2 или 0 |
Экипаж |
чел. |
2 |
3 |
5 |
2 |
* Именно лодки типа "А" осуществили известные атаки на базы союзников в Пирл-Харборе, Сиднее и Диего-Суарес. Лодки имели электрическую установку. Подводная автономность 55 минут 19-узловым ходом.
** Лодки типа "В" имели подводную автономность 55 минут 18,5-узловым ходом.
*** На лодках типа "D" особое внимание уделялось подводным качествам. Подводная автономность 40 минут 16-узловым ходом. На поздних кораблях серии автономность составляла 50 часов 2,5-узловым ходом.
**** Лодки типа "Kairyu" могли погружаться на 150 метров. Ширина с рулями составляла 3,45 метра.