Оглавление

Во время войны японцы в большом количестве построили транспортные подводные лодки, которые использовались для снабжения изолированных гарнизонов на островах в Тихом океане. Подводные лодки типа I-361 были спроектированы для проведения диверсионных и внезапных амфибийных операций. На юте у них помещались две десантные баржи, устроенные в специальной надстройке. Каждая лодка могла брать на борт один отряд морских пехотинцев из 110 человек и 62,5 тонн груза или боевой техники. Все это помещалось внутри прочного корпуса, кроме того, каждая лодка могла брать еще около 20 тонн грузов во внешние отсеки. Электроприборы лодки помогали быстрому осуществлению разгрузки. Два носовых торпедных аппарата после первых же испытаний лодки были сняты с них из-за их весьма сомнительной необходимости, а также из-за создания больших волн при ходе над водой.

В 1944 году несколько крейсерских лодок старых проектов были переоборудованы в подводные транспорты, также оснащенные одной десантной баржой. Но еще задолго до начала этих работ отмечались случаи использования крейсерских лодок и лодок типа "Kaidai" в качестве заправщиков, как. например, в бою за Гвадалканал. По программе предполагалось строительство новых двухсот подводных лодок, но острый дефицит листовой стали, а также тот факт, что должного внимания на строительство лодок обращено не было, плюс возрастающая сила налетов американской авиации - все это сделало невозможным дальнейшую постройку подводных лодок в Японии. Однако заметим, что из двадцати восьми заложенных подводных транспортов только три не были полностью достроены и в боевых действиях участия не приняли.

ед. изм. I-351 I-361 I-372 НА-101
Всего заложено ед. 2 11 3 12
Вступили в строй ед. 2 11 2 10
Годы постройки - 1941-1944 1943-1944 1943-1944 1943-1945
Водоизмещение:
стандартное т 2650 1440 1660 -
полное т 3512 1779 1926 428
подводное т 4290 2214 2239 -
Длина:
наибольшая м 111,0 75,5 74,0 44,5
по ватерлинии м 110,0 73,0 73,5 44,0
между пп м 107,0 70,5 71,0 -
Ширина:
максимальная м 10,15 8,9 8,9 6,1
Осадка м 6,14 4,76 5,05 4,04
Скорость надв. узлов 15,8 13,0 13,0 10,0
Скорость подв. узлов 6,3 6,5 6,5 5,0
Мощность надв. л.с. 3.700 1.850 1.750 400
Мощность подв. л.с. 1.200 1.200 1.200 150
Дальность надв. миль 3.000/14 15.000/10 5.000/13 3.000/10
Дальность подв. миль 90/3 120/3 100/3 46/2,8
Глубина погружения м 90 75 100 100
Вооружение:
орудий - 2 80-мм 1 140-мм 1 140-мм -
25-мм зен. авт. - 7 25-мм 2 25-мм 2 25-мм 1 25-мм
533-мм ТА /торп. - 4 носовых - - -
Экипаж чел. 97 45 60 21

* Лодки типа I-351 строились как заправщики гидросамолетов Автономность лодки 60 дней. Лодка брала на борт различные запасы, позволяющие комплексно обеспечить самолеты (365 тонн авиагорючего; 11 тонн пресной воды; 1,5 тонн продовольствия; 60 авиабомб весом 250 кг или 30 бомб и 30 авиаторпед). Авиатопливо размещалось в специальных цистернах в междукорпусном пространстве. Одновременно могли заправляться три самолета. Помещения на лодке были рассчитаны на 97 человек экипажа и 13 пилотов.

** Лодки типа I-361 имели упрощенную конструкцию и предназначались для снабжения отдельно действующих групп кораблей боевыми запасами, топливом, а также для пополнения экипажей этих кораблей.

*** Лодки типа I-372 предназначались для перевозки войск и снабжения. Это несколько измененный тип лодок I-361 с более прочным корпусом. Эти лодки брали на борт 110 тонн различного вида вооружения и техники (из них 100 тонн внутрь прочного корпуса). 150 тонн авиабензина. На борту имелся специальный десантный плашкоут.

**** Лодки типа НА-101 имели автономность 15 дней. Срок строительства лодок - в среднем 5 месяцев. Они брали на борт в специальные помещения (103 куб. метра) 60 тонн грузов и вооружения.

Оглавление

Hosted by uCoz