Оглавление

Подводные лодки типа I-13 были лодками обычного типа, которые были срочно переоборудованы в подводные авианосцы. Противоминные наделки (були) в значительной мере увеличивали их ширину, что давало возможность устроить на них ангар, подобный ангару подводной лодки I-400, но вмещавший всего два самолета. Однако атака Панамского канала так и не состоялась Часть лодок этих типов приняли участие в операции по захвату американских островов Улити, имевшей место в последние недели войны.

С 1942 года японцы прекратили строительство подводных лодок типа "Kaidai". переключившись на постройку менее крупных лодок типа Ro-35, конструкция которых несколько напоминала лодки типов Ro-ЗЗ и Ro-34, вошедшие в строй в 1935-37 годах Эти лодки были аналогичны немецким типа U-IX, но с более упрощенной конструкцией. Они получили высокую оценку японских моряков, так как оказались очень маневренными и обладали хорошими мореходными качествами. Подводная лодка типа Ro-100, еще более меньших размеров и которую можно сравнить с немецкими лодками типа U-II и британскими типа V, была разработана для защиты воздушных баз. расположенных на островах Тихого океана. Лодки типа Ro-100 были еще более простой конструкции, чем предшественницы, что значительно облегчило их строительство. Срок их постройки составлял около двенадцати месяцев.

Следом за этим японцы начали строить лодки, подобные немецким U-XXI и U-XXIII. Это были лодки типов I-201 и На-201. Командующий японским подводным флотом адмирал Мива, ранее занимавший пост начальника управления строительства подводных лодок, заявил, что японские инженеры пришли к тем же выводам, что и немецкие своими собственными изысканиями, а не путем подражания последним. Это заявление выглядит вполне обоснованным, так как японцы еще в 1937 году включили в кораблестроительную программу одну опытную лодку Nr.71, которая должна была развивать под водой скорость хода в 25 узлов. Эта лодка в августе 1938 года в Куре была подготовлена к испытаниям и служила в течение своей непродолжительной жизни только как опытовое экспериментальное судно, однако вместо скорости 18-25 узлов была достигнута в надводном положении скорость в 13 узлов, а в подводном 20,5 узлов. Строительство этой лодки сохранялось в глубокой тайне. Подводные лодки типов I-201 и На-201 также имели скорость подводного хода большую чем надводного хода: 19 узлов против 13. Следовательно, лодки типа I-201 оказались более быстроходны, чем немецкие U-XXI. Кроме того, японские лодки имели "шнорхель", легкие дизели MAN, аккумуляторные батареи большой емкости, сварной корпус сильно вытянутой формы. Немецкие лодки превосходили японских собратьев в вооружении и дальности хода. Головной корабль японской серии был заложен на пять недель раньше чем первая немецкая лодка серии U-XXI.

Лодки типа На-201 были заложены только в начале 1945 года, когда над Японией нависла угроза американского вторжения. Головная лодка была построена в короткий срок - за три месяца и была полностью оснащена 31 мая 1945 года. Эти небольшие лодки обладали автономностью 15 суток Результаты испытаний оказались отличными. Оба типа лодок - I-201 и На-201 - строились секционным методом и собирались по частям на стапелях.

ед. изм.

Ro-35

Ro-100

Nr.71

I-201

Нa-201

Всего заложено

ед.

21

18

1

8

37

Вступили в строй

ед.

17

18

1

3

10

Годы постройки

-

1941-1944

1941-1944

1937-1938

1943-1945

1944-1945

Водоизмещение:

стандартное

т

965

525

213

1090

325

полное

т

1114

601

1291

376

подводное

т

1450

782

1450

440

Длина:

наибольшая

м

80,5

60,9

42,8

79,0

53,0

по ватерлинии

м

79,0

59,4

78,5

50,0

между пп

м

76,5

57,4

76,0

44,7

Ширина:

максимальная

м

7,05

6,0

3,30

5,8

4,2

Осадка

м

4,02

3,51

3,15

5,46

3,44

Скорость надв.

узлов

19,7

14,2

18,0

15,8

11,0

Скорость подв.

узлов

8,0

8,0

25,0

19,0

13,0

Мощность надв.

л.с.

4.200

1.100

600

2.750

400

Мощность подв.

л.с.

1.200

760

1.800

5.000

1.250

Дальность надв.

миль

11.000/12

5.260/12

3.830/12

5.800/14

5.500/10

Дальность подв.

миль

45/5

60/3

33/7

135/3

100/2

Глубина погружения

м

80

75

80

110

100

Вооружение:

орудий

-

1 80-мм

-

-

-

-

25-мм.зен.авт.

-

2 25-мм

2 25-мм

-

2 25-мм

1 пулемет

533-мм.ТА /торп.

-

4 нос./10

4 нос./8

3 457-мм

4 нос.

2 нос.

Экипаж

чел.

62

38

-

31

22

* Лодки типа I-201 имели подводную автономность по возможности движения 55 минут на скорости 19 узлов и 12 часов при 3-узловой скорости.

** Планировалось построить 90 лодок типа НА-201. Темпы строительства этого типа лодок по расчету были достаточно высоки - 13 лодок в месяц.

Оглавление