Подводные лодки типа I-13 были лодками обычного типа, которые были срочно переоборудованы в подводные авианосцы. Противоминные наделки (були) в значительной мере увеличивали их ширину, что давало возможность устроить на них ангар, подобный ангару подводной лодки I-400, но вмещавший всего два самолета. Однако атака Панамского канала так и не состоялась Часть лодок этих типов приняли участие в операции по захвату американских островов Улити, имевшей место в последние недели войны.
С 1942 года японцы прекратили строительство подводных лодок типа "Kaidai". переключившись на постройку менее крупных лодок типа Ro-35, конструкция которых несколько напоминала лодки типов Ro-ЗЗ и Ro-34, вошедшие в строй в 1935-37 годах Эти лодки были аналогичны немецким типа U-IX, но с более упрощенной конструкцией. Они получили высокую оценку японских моряков, так как оказались очень маневренными и обладали хорошими мореходными качествами. Подводная лодка типа Ro-100, еще более меньших размеров и которую можно сравнить с немецкими лодками типа U-II и британскими типа V, была разработана для защиты воздушных баз. расположенных на островах Тихого океана. Лодки типа Ro-100 были еще более простой конструкции, чем предшественницы, что значительно облегчило их строительство. Срок их постройки составлял около двенадцати месяцев.
Следом за этим японцы начали строить лодки, подобные немецким U-XXI и U-XXIII. Это были лодки типов I-201 и На-201. Командующий японским подводным флотом адмирал Мива, ранее занимавший пост начальника управления строительства подводных лодок, заявил, что японские инженеры пришли к тем же выводам, что и немецкие своими собственными изысканиями, а не путем подражания последним. Это заявление выглядит вполне обоснованным, так как японцы еще в 1937 году включили в кораблестроительную программу одну опытную лодку Nr.71, которая должна была развивать под водой скорость хода в 25 узлов. Эта лодка в августе 1938 года в Куре была подготовлена к испытаниям и служила в течение своей непродолжительной жизни только как опытовое экспериментальное судно, однако вместо скорости 18-25 узлов была достигнута в надводном положении скорость в 13 узлов, а в подводном 20,5 узлов. Строительство этой лодки сохранялось в глубокой тайне. Подводные лодки типов I-201 и На-201 также имели скорость подводного хода большую чем надводного хода: 19 узлов против 13. Следовательно, лодки типа I-201 оказались более быстроходны, чем немецкие U-XXI. Кроме того, японские лодки имели "шнорхель", легкие дизели MAN, аккумуляторные батареи большой емкости, сварной корпус сильно вытянутой формы. Немецкие лодки превосходили японских собратьев в вооружении и дальности хода. Головной корабль японской серии был заложен на пять недель раньше чем первая немецкая лодка серии U-XXI.
Лодки типа На-201 были заложены только в начале 1945 года, когда над Японией нависла угроза американского вторжения. Головная лодка была построена в короткий срок - за три месяца и была полностью оснащена 31 мая 1945 года. Эти небольшие лодки обладали автономностью 15 суток Результаты испытаний оказались отличными. Оба типа лодок - I-201 и На-201 - строились секционным методом и собирались по частям на стапелях.
ед. изм. |
Ro-35 |
Ro-100 |
Nr.71 |
I-201 |
Нa-201 |
|
Всего заложено |
ед. |
21 |
18 |
1 |
8 |
37 |
Вступили в строй |
ед. |
17 |
18 |
1 |
3 |
10 |
Годы постройки |
- |
1941-1944 |
1941-1944 |
1937-1938 |
1943-1945 |
1944-1945 |
Водоизмещение: |
||||||
стандартное |
т |
965 |
525 |
213 |
1090 |
325 |
полное |
т |
1114 |
601 |
1291 |
376 |
|
подводное |
т |
1450 |
782 |
1450 |
440 |
|
Длина: |
||||||
наибольшая |
м |
80,5 |
60,9 |
42,8 |
79,0 |
53,0 |
по ватерлинии |
м |
79,0 |
59,4 |
78,5 |
50,0 |
|
между пп |
м |
76,5 |
57,4 |
76,0 |
44,7 |
|
Ширина: |
||||||
максимальная |
м |
7,05 |
6,0 |
3,30 |
5,8 |
4,2 |
Осадка |
м |
4,02 |
3,51 |
3,15 |
5,46 |
3,44 |
Скорость надв. |
узлов |
19,7 |
14,2 |
18,0 |
15,8 |
11,0 |
Скорость подв. |
узлов |
8,0 |
8,0 |
25,0 |
19,0 |
13,0 |
Мощность надв. |
л.с. |
4.200 |
1.100 |
600 |
2.750 |
400 |
Мощность подв. |
л.с. |
1.200 |
760 |
1.800 |
5.000 |
1.250 |
Дальность надв. |
миль |
11.000/12 |
5.260/12 |
3.830/12 |
5.800/14 |
5.500/10 |
Дальность подв. |
миль |
45/5 |
60/3 |
33/7 |
135/3 |
100/2 |
Глубина погружения |
м |
80 |
75 |
80 |
110 |
100 |
Вооружение: |
||||||
орудий |
- |
1 80-мм |
- |
- |
- |
- |
25-мм.зен.авт. |
- |
2 25-мм |
2 25-мм |
- |
2 25-мм |
1 пулемет |
533-мм.ТА /торп. |
- |
4 нос./10 |
4 нос./8 |
3 457-мм |
4 нос. |
2 нос. |
Экипаж |
чел. |
62 |
38 |
- |
31 |
22 |
* Лодки типа I-201 имели подводную автономность по возможности движения 55 минут на скорости 19 узлов и 12 часов при 3-узловой скорости.
** Планировалось построить 90 лодок типа НА-201. Темпы строительства этого типа лодок по расчету были достаточно высоки - 13 лодок в месяц.