БОЕВЫЕ КАТЕРА
Если не принимать ее внимание использование корабельных шитых катеров в период войны 1904-1905 годов, японские морят впервые заинтересовались торпедными катерами а конце Первой мировой войны, когда сенсацией прогремели успеху итальянских и британских катеров. В виде опыта а Англии быт куплены несколько катеров стандартного британского типа, однако .«г испытают m адохноамяи японцев на дальнейшее рвавши* н строительство *mro «лесе* ко-рвбяеЛ. Только Л 1940 году, по программе *939 года, был построен первый экспериментальный «втер, который стая основой дпя создания проекта катеров типа "Т.1*. Одновременно моряки испытывали а качестве сторожевого купленный а t94Q году в Италии деревянный торпедный катер типа "MAS', Моряки согласились, что некоторое количество торпедных и em-рожевых артиллерийских катеров м состава флота не будет лишним, учитывая, что военно-морская стратегия Японии а предстоящей войне предусматривала захват и последующую упорную, изматывающую оборону большого количества островов в "южных морях", где действия "москитного флота" могло оказаться весьма аффективным. При атом торпедные катера должны были действовать а основном самостоятельно - одиночно или а составе соединения под лидерством более крупного катера и без поддержки крупными кораблями. В сопровождение должны были выделяться артиллерийские катера. Исходи из 31ОГО предполагалось строить катера по схожим проектам, что позволяло бы при необходимости комбинировать вооружение. Таким образом в программы 1941 и 1942 годов было включено большое количество катеров различного водоизмещения. В ходе разработки их проекта конструкторы учитывали требования моряков о наиболее возможном упрощении конструкции, что. позволило бы строить их с частичным применением секционного метода на небольших экспериментальных казенных предприятиях (иногда это были филиалы крупных судостроительных фирм) и частных катерных верфях. При атом детали и секции изготовлялись на верфях сборщиках, и, помимо них, для торпедных катеров на судостроительных предприятиях "Okatnoto Shipbuilding Co.", "Kysel Gum/ Co." и "Hasegawe Shipbuilding Co", а для сторожевых катеров - заводом "Matsuo Heavy Industry Co." (Osaka). Торпедные катера представляли собой модифицированные варианты проекта торпедного катера типа "Т. 1" с заменой на части катеров судовых двигателей (из-за m дефицита) на авиационные. В связи с этим катера получились слишком тихоходные и в японском флоте классифицировались как катера-торпедоносцы (fteitei), хотя в названии по-прежнему сохранили обозначение "быстроходный торпедный катер" (Gyiraitai). Практически все катера военной постройки имели корпуса с V-образныкш обводами к собирались из дерева или стали. Сторожевые артиллерийские катера разрабатывались на основе проектов торпедных, с некоторым уменьшением скорости и заменой вооружения. Однако конструкторы оставляли возможность вооружения артиллерийских катеров торпедными аппаратами. Все различия между типами катеров в основном определялись требованиями к скорости и наличием (в условиях войны) подходящих двигателей. Именно последний фактор стал решающим (как и в случае о подводными лодками) при определении темпов строительства катеров. К концу войны производство катерных двигателей снизилось настолько, что заводчикам приходилось Приспосабливать готовые проекты под более или менее имеющиеся в наличии авиационные, двигатели. И тем не менее, несмотря на принятые меры корпуса многих катеров, практически завершенные, так и не были снабжены моторами и в конце концов оказались переданными в распоряжение портов на хранение. Впрочем это же случилось и с многими готовыми катерами из-за острой нехватки топлива. По этой причине даже при удачном проекте в итоге катера получали плохие характеристики, особенно это касается скорости. В связи с этим и деятельность торпедных катеров во время войны нельзя характеризовать как успешную из-за малочисленности боевых удач м незначительных результатов. Более или менее приличными боевыми и техническими характеристиками обладали появившиеся а 1944 принципиально новые торпедные катера типов Т. 14" и ГТ.15", а также стальные сторожевые катере типа "И.Щ1" (недостатком последних была уже заложенная в - проекте незначительная скорость, вызванная применением дизелей вместо бензиновых моторов). В 1945 году японское морское командование решило произвести перевооружение большинства уцелевших сторожевых катеров в торпедные, при этом у катеров менялось обозначение.
В общем итоге за время войны японский флот получил от своих судостроительных предприятий 243 торпедных и 105 артиллерийских катеров. Из них установленные точно военные потери составили соответственно 4В и 17 единиц. Остальные 199 и 88 катеров, по всей вероятности, пошли на слом и завершили овею судьбу на разделочных стапелях в 1946-1948 годах. Помимо этого японцы захватили a Soerabaja два десятка затопленных и недостроенных голландских катеров со стальным корпусом. Они были восстановлены и зачислены а состав флота, так же как и еще один фштппинский катер английской постройки. Для торпедных катеров а справочнике Walls приведены «векмыю иные етдеииа о распределении катеров по типам, и, помимо этого, приведены данные о переименовании ряда катеров на OPyfw литерные обозначения. Здесь приведены сведения по справочнику Jentschura, подтвержденные более поздними изданиями (Jane's, Sftps of the Wortd и иные), И тем не менее следует обязательно учитывать, что указанная здесь судьба некоторых катеров может оказаться ошибочной. Отсутствия необходимых сведений или документов (как отмечается в иностранных справочниках) вполне могут создать условия дя* подобной ошибки. -
ТОРПЕДНЫЕ МОТОРНЫЕ КАТЕРА (NAIKATEI) тала "С.М.В. 55 фуг."
Построены в 1920 году в Англия фирмой 'ThOmycrofT не базе британского проекта 55'фугового катера "С.М.8". 8 1920-1922 выкуплены Японией и зачислены в состав флот в качестве экспериментальных торпедных катеров. Послужили основой для японских конструкторов при создании собственных проектов катаров.
14(Hop)ts; 16,76 (нб) х 3,36 х 1,00 м. Деревянный корпус с 1 реданом Экипаж 5 чел.
2 бензиновых моторе Thornyoroft; 2 винт»; 1Ш> ВНР ■ 40,0 уз.; На испытаниях показали скорость до 43 уз.; 200 {40} миль.
Вооружение штатное: 2-7|7*мм.пуя.; 2 -457-мм.ТА; 3 Г6.
Naikate) 615 [ сл.ма воду 1920 ] Использовался для проведения экспериментов. Затем переоборудован в учебную базу специа-листов-механиков в Yohoeoka. Искл. примерно в 1938.
Naikatei ? [ сп.на воду 1920 ] Использовался для проведения экспериментов. Затем переоборудован в учебную базу специа-листов-механиков в Yokoeuka. Ис*л, примерно в 1938.
Naikatei ? {сп.на воду 1920 ] Использовался для проведения экспериментов. Дальнейшая судьба неизвестна.
Naikatei 1149 f сп.на воду 1920 } Использовался дай проведения экспериментов. Затем передан в распоряжение казенной верфи в Кига. Использовался как портовое судно и торпедолов на учебных стрельбах. Дальнейшая судьба неизвестна, но в 1945 еще был на плаву. .
Naiketei ? [ сл.на воду 1934 ] Построен для Китая и вст.в отрой в 1935. 8 китайском флоте имел обозначение N.1 или N.2. В 1938 захвачен япоидеми в Кантоне. Был переименован. С 1939 использовался для проведения экспериментов. С 1940 учебный торпедный катер в военно-морской школе в Yokoeuka. Предполагается, что искл. примерно в 1944.