ТАБЛИЦЫ ПОТЕРИ ЛЮДЕЙ.
Японские суда |
убиты |
ранено |
Китайские суда |
убито |
ранено |
"Matsushima" |
2 + 33 |
5+71 |
"Ting-Yuen" |
16 |
44 |
"Itsukushima" |
0+13 |
1 + 17 |
"Chen-Yuen" |
20 |
16 |
"Hashidate" |
2 + 1 |
0+9 |
"Ching-Yuen" |
2 |
17 |
"Yoshino" |
0+1 |
2+9 |
"Tsi-Yuen" |
5 |
14 |
"Naniwa" |
- |
0+1 |
"Ping-Yuen" |
- |
14 |
"Takachiho" |
0+1 |
0+2 |
"Kuang-Ping" |
- |
2 |
"Akitsushima" |
1+4 |
0+10 |
"Lai-Yuen" |
17 |
28 |
"Chiyoda" |
- |
- |
*/ "King-Yuen" |
170 |
|
"Fuso" |
0+2 |
2+10 |
*/ "Chih-Yuen" |
215 |
|
"Hiei" |
3+16 |
3+34 |
*/ "Chao-Yung" |
100 |
117 |
"Akagi" |
2+9 |
2+15 |
*/ "Yang-Wei" |
100 |
|
"Saikio Maru" |
- |
1+10 |
*/ "Kuang-Chia" |
20 |
|
ВСЕГО |
10+80 |
16+188 |
|||
90 |
204 |
655 |
252 |
||
294 |
917 |
||||
Общее число команды |
3900 чел.(кроме офицеров) |
3242 чел.(кроме офицеров) |
*/ - количество утонувших.
1). - Для японских судов приведено количество человек: офицеров + команды.
Рассматривая действия адмиралов Ито и Тинга, можно заключить, что они оба не ожидали и не предвидели тех размеров, которые приняло сражение. Задача адмирала Тинга состояла в защите от японских крейсеров десантных войск, быстрой их доставке и высадке, чего требовал ход операции китайских войск на берегу. По величине и составу конвоя, адмирал Тинг мог быть уверенным, что летучие отряды японских крейсеров не посмеют на него напасть, а потому высылка ими разведчиков могла бы лишь помешать делу высадки, приведя за собой неприятеля.
Все внимание было обращено на быстроту своза десанта, в чем китайцы и успели, до появления японской эскадры.
Адмирал Ито не мог ожидать эскадренного боя, так как до сих пор китайские суда прятались за форты, а высланные на рекогносцировку, за день до прихода китайской эскадры, лодка "Akagi" и крейсер "Saikio-Maru" не могли ее увидеть. Высылались же они для охраны высадки армии, перебрасываемой в Корею.
Главная задача японского флота состояла в том, чтобы мешать подвозу китайских войск и оберегать свой десант. Этим объясняется состав ее эскадры и отсутствие миноносцев. Японских судов было совершенно достаточно, чтобы уничтожить тот конвой, который обыкновенно посылали китайцы.
Таким образом, оба адмирала стремились выполнить свои задачи.
Адмирал Тинг не успел, снявшись с якоря; ввести в бой все суда в стройном порядке, а принять бой на якоре было бы еще гибельнее. Японские суда успели так быстро приблизиться, что не дали китайцам времени построиться. Такую быстроту надо приписать разделению эскадры на два отряда, из которых первый (контр-адмирал Тзубой) шел со скоростью свыше 17 узлов.
Как ни быстро, однако приближались японские крейсера, все же китайская эскадра успела сняться с якоря, хотя, по-видимому, адмирал Ито желал застать ее на якоре.
Вход в бухту остался под охраной мелких судов и миноносцев, но японцы в нее не входили, заставив лишь выкинуться два китайских крейсера на берег и отбив атаку миноносцев, уходивших в Порт-Артур. Собственно, защищать бухту было незачем - войска были высажены и транспорты скрылись в глубине бухты.
С первого же момента боя преимущество китайцев (14 судов, в том числе 2 броненосца, против 12 японских судов) исчезло. В бухте осталось три судна, два бежали и два отстали, - только семь кораблей (половина эскадры) встретили японскую эскадру. Адмирал Ито производил атаку на большом ходу и с большого расстояния, что давало преимущество его дальнобойным орудиям. Пользуясь своей скорострельной артиллерией, он забрасывал китайские броненосцы и крейсера снарядами. Противнику его мешали отвечать с должным успехом быстрота хода японских судов, свой дым, убыль прислуги и части орудий и смерть всех людей, обслуживающих дальномеры.