Схема БМП ХМ765
С окончанием войны во Вьетнаме Конгресс США резко сократил расходы на новые разработки для армии, и работы над ХМ765 были фактически прерваны. Разработанная машина в модификации AIFV (Armored Infantry Fighting Vehicle) попала на внешний рынок. Ее приняли на вооружение в Нидерландах под обозначением YPR-765. В 1975 г. было заказано 514 машин, а всего поставлено 890 YPR-765 и около 600 машин на ее базе. В 1995 г., когда YPR-765 уже в значительной степени устарели, Нидерланды заключили соглашение на поставку 600 БМП Египту (на 2000 г. в армии Египта их было 310 штук).
В 1979 г. заказ на 514 машин выдала Бельгия, а с 1982 г. эту БМП выпускала бельгийская фирма BMF SA (в войсках на 2000 г. находилось 272 единицы). 25 YPR-765 закупил Бахрейн, 45 машин под обозначением PIFV с 12,7-мм пулеметом вместо пушки в 1979 г. приобрели Филиппины, позже получившие еще 40 таких БМП.
AIFV выбрала и Турция - первый заказ 1978 г. на 500 машин был аннулирован, но в 1988 г., по соглашению с FMC, вновь образованная турецкая фирма "Нурол" получила заказ на 650 БМП с усиленным бронированием, обозначенных TIFV. К производству бронекорпусов подключили бельгийскую фирму "Коккериль". TIFV заинтересовалась Малайзия, вознамерившаяся закупить ее модификацию А3000 с 25-мм пушкой или с сочетанием 40-мм автоматического гранатомета и 12,7-мм пулемета.
Путь к «системе «Брэдли»
В США продолжили работы над проектом БМП MICV, рассчитанной на конфликты большей интенсивности, нежели во Вьетнаме. Поэтому речь теперь шла о более тяжелой и лучше защищенной машине. Предлагалось разработать специальное шасси с новой компоновкой агрегатов, обтекаемый приземистый корпус, двухместную башню с вынесенной стабилизированной установкой вооружения, убираемый водоходный движитель. После оценки проекта MICV-70 в Корнелльской лаборатории его признали слишком сложным и дорогим. В целом программа MICV-70 разделила судьбу МВТ-70: работы начинались с участием западногерманских партнеров (опередивших американцев в воплощении основного танка и БМП), но партнерство вскоре распалось. Оба проекта оказались слишком дорогими.
В 1971 г. был объявлен тендер на разработку более простой БМП под обозначением ХМ723 с новой автоматической пушкой "Бушмастер" (проектировалась фирмой "Хьюз Хеликоптерс", а затем "МакДоннел Дуглас Хеликоптер" в рамках проекта "Чэйн Ган") и подвижностью, одинаковой с опытным танком ХМ803 (опять-таки упрощенный вариант МВТ-70). К вооружению предъявлялись требования стабилизации в двух плоскостях для ведения прицельного огня с ходу.
![]() |
![]() |
Опытная БМП ХМ701 на базе все того же М113 |
Опытная БРМ ХМ800 |
С фирмой FMC (ныне - «Юнайтед Дефенс») заключили контракт на четыре года на постройку 17 опытных БМП ХМ723. Уже к ноябрю 1974 г. подготовили 11 экземпляров, ставших развитием ХМ765 с усиленным бронированием. Машину массой 19 т снабдили стабилизированной установкой 20-мм пушки М139 и 7,62-мм пулемета в одноместной башне, дизелем VT903 "Камминз" с турбонаддувом и гидромеханической трансмиссией НМРТ-500 "Дженерал Электрик". Бронирование выполнили комбинированным по схеме "алюминиевый сплав - сталь высокой твердости" с заполнением промежутков полиуретановой пеной.
После сравнительных испытаний ряда автоматических пушек, министерство обороны США предложило вести разработку "Бушмастер" с использованием выстрелов швейцарской "Эрликон". В марте 1975 г. эти рекомендации были приняты.
Постоянные дополнения проекта далеко увели его от «удешевления» - уже в ценах 1973/1974 гг. ХМ723 оказывалась в четыре раза дороже БТР М113А1 и лишь вдвое дешевле танка М60А1. После испытаний ХМ723 в 1976 г. разработчику было рекомендовано:
- основное вооружение должно включать 25-мм пушку ХМ242 "Бушмастер" и ПТРК "Toy" (TOW) и размещаться в двухместной башне с круговым обзором для командира;
- доработать бортовые амбразуры;
- создать разведывательный вариант БМП.
Машине придавали все больше "боевых" возможностей за счет "транспортных", видно, что ею даже хотели частично заменить самоходный ПТРК М901. Программу боевой разведывательной машины (БРМ) ARSV (XM800) свернули, объединив ее с MICV (ХМ723) - это позволяло хоть как-то снизить расходы. Объединенная программа получила обозначение FVS (Fighting Vehicle System) и включала две машины - IFV (Infantry Fighting Vehicle) на мотопехотное отделение и CFV (Cavalry Fighting Vehicle) с экипажем из пяти человек. Стремление обеспечить хороший обзор из башни вызвало заметное увеличение высоты машины. В 1977 г. программу FVS пополнило шасси для реактивной системы залпового огня (РСЗО) MLRS.