БМПТ не являлась инициативной разработкой «Уралвагонзавода», как это утверждают отдельные авторы. Не нужно, уважаемые господа «писатели», вводить в заблуждение читателей, коль вы не знаете историю создания этой машины. Тактико-технические требования (ТТТ) к БМПТ разрабатывались военными из Бронетанковой академии и Военной академии им. М.В. Фрунзе, а также Научно-технического комитета ГБТУ еще в начале 1990-х гг., т.е. задолго до начала войны в Чечне. И все имеющиеся или принимаемые на вооружение в нашей стране образцы техники рождались именно так - сначала военные разрабатывали ТТТ (или уточняли, в случае появления каких-то инициативных проектов), затем по утвержденным ТТТ конструкторские бюро разрабатывали проекты, после утверждения военными этих проектов создавались опытные образцы. Затем они проходят всесторонние испытания в соответствии с программой, которую тоже военные утверждают и участвуют в них, и только после испытаний принимается решение о рекомендации образца к принятию на вооружение.
И еще хотелось бы поправить С. Федосеева относительно «довольно габаритной» (по его словам) БМПТ - габариты этой машины (высота по крыше башни, в частности) даже меньше, чем у отечественных основных танков и уж намного меньше, чем у основных боевых танков и БМП НАТО. Так что насчет быстрого поражения БМПТ противником на поле боя надо бы подумать более взвешенно, к тому же защищенность этой машины несколько выше, чем у основных танков. Некоторые авторы никак не поймут, что эта машина не вписывается в рамки рассматриваемых в данной статье машин, т.к. БМПТ не является боевой машиной пехоты или бронетранспортером. Она не может транспортировать пехоту и ее главная задача - поддержка танков в бою и уничтожение танкоопасной живой силы противника.
Но вернемся к тяжелым БМП. Ввиду необходимости мощной броневой защиты и наличия необходимого внутреннего объема для транспортировки пехоты, масса такой БМП может быть несколько больше, чем у основного танка. В этом случае возникает проблема преодоления водных преград такими машинами. Эта проблема может решаться двумя способами, которые, кстати, в нашей стране неплохо отработаны. Один из них - преодоление водных преград по дну с использованием оборудования для подводного вождения танка (ОПВТ). Другой - опробованный в начале 1960-х гг. способ преодоления водных преград с использованием навешиваемых на танки специальных плавсредств. С такими плавсредствами на учениях советские Т-55 преодолевали многокилометровые расстояния даже на морских пространствах, сохраняя при этом возможность ведения огня из основного оружия. При выходе бронеобъекта на берег плавсредства автоматически сбрасываются и не требуют времени для их демонтажа.
Вполне вероятно и даже перспективно направление создания двухзвенных сочлененных боевых машин. Такая схема компоновки позволяет достичь высокой защищенности при ограниченных высоте и ширине машины, проходимости, сохранения подвижности при потере даже трех гусеничных лент из четырех, и даже плавучести при относительно больших массах. Некоторые страны (Сингапур, Турция, Швеция, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Германия) уже приняли на вооружение легкие двухзвенные бронетранспортеры сингапурского и шведского производства. Но пока это только бронетранспортеры, а не боевые машины.
В нашей стране подобного типа машины были выпущены небольшой серией, но на этом все дальнейшие их разработки практически прекратились из-за отсутствия финансирования. Хотя при наличии такового на базе двухзвенных гусеничных транспортеров семейства «Вездесущий» можно создать вполне адаптированные к современным боевым условиям боевые машины, в том числе и для пехоты.
Вполне естественным представляется и то, что описанные концептуальные БМП не станут машинами сами по себе. Они составят часть семейства бронированных машин (легкая колесная и легкая гусеничная базы, тяжелая гусеничная база) различного назначения. В нашей стране на ближайшую перспективу такими базами могут послужить шасси БТР-90, БМП-3 и Т-90 (вполне вероятно, и Т-80 тоже). В некоторой степени такие семейства уже созданы, например, на шасси БМП-3 имеются собственно БМП, БРМ, самоходные ПТРК («Хризантема» и «Корнет-С»), ЗПРК («Панцирь-С»), БРЭМ и т.д. Такой подход обеспечивает большую унификацию бронетехники и тем самым облегчает обучение личного состава и снабжение запасными частями. Впрочем, не исключено и появление новых колесной или гусеничной баз.
Имеется еще одна точка зрения на концепцию развития рассматриваемого класса машин - это создание семейства узко специализированных боевых машин:
- непосредственно БТР («боевое такси»);
- боевая машина с автоматическим пушечным вооружением;
- боевая машина с управляемым ракетным вооружением.
Каждая из этих машин может быть оптимизирована для ее основного предназначения, и, в особенности, ее схема защиты, которая может быть построена применительно к определенному характеру и уровню опасности, с которыми она может столкнуться во время боя.
Бронетранспортер в данном случае будет предназначен исключительно для транспортировки пехоты под мощной броневой защитой во фронтальной проекции. Его не предполагается использовать для борьбы с БТР или БМП, и, соответственно, вооружение будет ограничено крупнокалиберным пулеметом и (или) автоматическими гранатометами с дистанционным управлением. Защита машины должна обеспечить стойкость от гранат ручных противотанковых гранатометов в секторе 180 град, во фронтальной проекции и адекватную защиту крыши против самонаводящихся боевых элементов, а днище боевого отделения должно обеспечить достаточную противоминную стойкость.