Компоновку легких БМП (массой 20-25 т) предпочтительнее выполнять с передним расположением силовой установки и силовой передачи. Это обеспечит удобство спешивания десанта и дополнительную защиту экипажа во фронтальной проекции. При этом кормовая дверь для выхода десанта должна быть во всю ширину корпуса и иметь дополнительные откидывающиеся вверх и вниз щитки и возможность открытия как в одну, так и в другую сторону, чтобы обеспечить прикрытие высаживающихся пехотинцев от флангового огня противника. Такие ситуации часто возникают при атаках противником движущихся колонн.
Для подобного класса машин выгоднее использовать многоосную колесную ходовую часть с независимой подвеской. В сочетании с клиновидной формой днища и подвесными сиденьями она обеспечивает большую безопасность для находящихся внутри членов экипажа и десанта при подрывах на противотранспортных минах.
При этом такого типа ходовая часть сохраняет подвижность машины даже при выходе из строя двух колес подряд с одного борта. Это позволяет быстро вывести подорвавшуюся на мине машину из зоны обстрела противника.
Имеет право на существование и компоновка колесной БМП с задним расположением силовой установки, подобная той, что реализована в БТР-90. Боковые выходы для десанта позволяют производить безопасное спешивание личного состава в сторону, прикрытую от неприятельского огня корпусом машины, при нападении противника из засад при передвижении колонн.
Бронированный корпус и башня (если таковая имеется) легких перспективных БМП должны обеспечивать защиту экипажа и жизненно важных систем и агрегатов машины во фронтальных проекциях от бронебойных (бронебойно-подкалиберных) снарядов 30-40-мм автоматических пушек на дальностях от 1000 м, а в бортовых и в кормовой проекции - от пуль крупнокалиберных пулеметов и снайперских винтовок во всем диапазоне дальностей их использования.
Дополнительное оснащение БМП динамической защитой, в том числе и последних разработок с применением новых материалов, позволяет повысить живучесть этой машины на поле боя в условиях воздействия на нее ручных противотанковых гранатометов без снижения водоходных качеств машины. Еще больше увеличиваются шансы БМП выжить в боевых условиях при оснащении ее системой активной защиты (САЗ) типа «Штора» или «Арена». Однако в этом случае необходимо тщательно организовать взаимодействие мотострелков и экипажа машины при действии первых в спешенных порядках, чтобы исключить их поражения осколками боевых элементов САЗ.
В последние годы наметилась тенденция создания высокозащищенных тяжелых (массой до 55-60 т) машин для пехоты на шасси основных танков. В то же время, как уже отмечалось выше, эти машины не позволяют использовать личное оружие находящегося в них десанта и имеют одноканальные по цели комплексы вооружения. Тем не менее, это направление БМП имеет право на существование и, вполне вероятно, будет развиваться и дальше.
Более вероятно, что компоновка таких машин будет выполняться с задним расположением силовой установки, что обеспечит уравновешивание машины при мощном бронировании фронтальных проекций. Десант будет располагаться в средней части машины за боевым отделением. Для него должен быть оборудован специальный выход, наподобие того, как это сделано на израильском тяжелом БТР «Ахзарит».
Ввиду сложности обеспечения ведения огня из личного оружия десанта в тяжелых БМП (из-за мощного бронирования бортов и навешивания на них динамической защиты и экранов), она также должна быть оборудована телеуправляемыми установками автоматических гранатометов (пулеметов) по бортам и в кормовой части, подобно тем, что были описаны выше. В противном случае эта тяжелая машина превратится в обычный бронетранспортер с более или менее мощным одноканальным комплексом вооружения, который не сможет решить основные задачи БМП - уничтожение танкоопасной живой силы, остатков войск противника и овладение его территорией.
В качестве основного оружия комплекса вооружения перспективной тяжелой БМП может быть использован модуль вооружения или БМП-3, или БМПТ. Кстати, хотелось бы сказать несколько слов и об этой машине.