Проект подводной лодки П-2, СССР, 1949 г.
Более привлекательной все же осталась идея запуска баллистических ракет непосредственно из пусковых труб с борта подводной лодки. Разработки наиболее приемлемого варианта интенсивно продолжались. Исследование архивных документов показывает, что проблемой подводных стартов в СССР уже в то время занимались всерьез.
В октябре 1947 г. инженер НИИ-88 Валентин Асикритович Ганин, активно работавший над теорией подводного старта ракет, получил авторское свидетельство на изобретение (патент №7797) «Способ запуска управляемых реактивных снарядов с воды и из-под воды». Согласно его предложению, пуски ракет можно осуществлять из горизонтального, вертикального или наклонно поставленного ракетного аппарата путем свободного всплытия их после активного выталкивания посторонними газами (воздухом или пороховыми газами) или же движения «своим ходом» при работающих основном ракетном двигателе и системе газорулевой стабилизации (еще в воде). Ракета, выходящая из глубины взволнованного моря, за время своего пребывания на волне и ее прохождения не успевает сколько-нибудь заметно раскачаться или отклониться от вертикали и заданного направления. Уже в 1948-1949 гг. в НИИ-88 разрабатывались варианты ракет для подводных стартов.
Независимо от этих работ по заданию Министерства судостроительной промышленности ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»), возглавлявшееся П.П. Пустынцевым, в 1949 г. выполнило предэскизный проект подводной лодки П-2, варианты которого предусматривали размещение различного ракетного вооружения, в том числе баллистических ракет (БР).
Тактико-технические характеристики баллистической ранеты Р-1
Максимальная дальность стрельбы, км | 270 |
Максимальная скорость полёта, м/сек | 1465 |
Максимальная высота, км | 77 |
Приблизительное время полёта, мин | 5 |
Тяга маршевого двигателя у земли/в пустоте, тс | 27/31 |
Удельный импульс тяги у земли/в пустоте, кгс.с/кг | 199 / 232 |
Время работы маршевого двигателя, с | 206 |
Точность стрельбы, км | 1,5 |
Тип головной части | моноблочная, неядерная, неотделяемая |
Полезная нагрузка, кг | 815 |
Стартовая масса, т. | 13,4 |
Длина ракеты, м | 14,6 |
Диаметр ракеты, м | 1,65 |
Вес топлива, т | 8,5 |
Согласно одному из вариантов проекта, П-2 должна была нести 12 отечественных БР типа Р-1. Свою историю ракета Р-1 начала 14 апреля 1948 г. Базой для разработки Р-1 послужила Фау-2. В создании Р-1 были заняты 13 НИИ и 35 заводов. Двигатель РД-100, работающий на спиртоводной смеси и кислороде, прошёл стендовые испытания в мае 1948 г. 10 октября 1948 г. начались его огневые испытания, а уже 17 сентября 1948 года на полигоне Капустин Яр была запущена первая ракета Р-1, собранная на опытном заводе НИИ-88 в Подлипках.
Согласно проекту подводной лодки П-2, все компоненты, необходимые для работы ракетного двигателя, кроме жидкого кислорода, хранились в баках ракеты. Жидкий кислород должен был храниться в специальной цистерне с тепловой изоляцией. Для восполнения потерь от непрерывного испарения кислорода использовалась специальная установка. Ракеты в незаправленном состоянии хранились на ПЛ в трех вертикальных блоках прочной конструкции (по четыре БР в каждом блоке). Из них после заправки компонентами, в том числе жидким кислородом, должен был осуществляться надводный старт БР. Запуск ракет осуществлялся со стабилизированных столов строго в вертикальном положении, что требовало наличия на подводной лодке системы, исключающей бортовую и килевую качку в течение 7-10 секунд, необходимых для развития двигателем ракеты достаточной тяги.
В архитектурно-конструктивном плане ПЛ была спроектирована многокорпусной (с семью прочными корпусами, объединенными единым наружным корпусом). В пространстве между корпусами в средней и кормовой частях ПЛ размещались сменные блоки, предназначенные для хранения различных грузов. Там же находились цистерны различного назначения, в том числе цистерны и емкости с компонентами горючего и окислителя БР. Между прочными корпусами предусматривались переходы, обеспечивавшие посещение личным составом всех отсеков при плавании ПЛ в подводном положении.
Проектом ПЛ предусматривалась энергоустановка комбинированного типа (дизель-электрическая и парогазотурбинная) общей мощностью 15000 л.с, которая размещалась в кормовых частях в двух отдельных прочных корпусах.
После завершения предэскизного проектирования дальнейшая разработка проекта П-2 не проводилась по ряду причин, в том числе из-за сложности воплощения полученных в проекте архитектурно-конструктивных решений ПЛ, а также из-за нерешенности в то время многих важных научно-технических проблем, связанных с использованием ракетного оружия на ПЛ, например, наличия системы стабилизации. Вместе с тем опыт проектирования П-2, видимо, учитывался в СССР при создании в дальнейшем подводных ракетоносцев, например, типа «Акула».
Основные проектные ТТЭ ПЛ П-2 (в варианте с баллистическими ракетами), СССР, 1949 г.
Водоизмещение нормальное, м3 | 5360 |
Длина наибольшая, м | 119,2 |
Ширина наибольшая, м | 12,5 |
Осадка средняя, м | 9,9 |
Запас плавучести, % . | 22,5 |
Архитектурно-конструктивный тип | многокорпусный |
Глубина погружения, м | 200 |
Автономность, суток | 100 |
Экипаж, чел | 100 |
Энергетическая установка: | |
тип. | комбинированная (дизель-электрическая и парогазотурбинная) 37Д |
число х мощность дизелей, л.с | 6 х 2000 (по 3 на вал) |
число х мощность ПГТУ, л.с. | 2 х 7500 (через редуктор на вал) |
число гребных электродвигателей экономического хода . | 2 (на линии вала) |
число гребных валов | 2 |
тип аккумуляторных батарей | свинцово-кислотная |
Скорость хода, узлы: | |
наибольшая надводная | 18,0 |
наибольшая подводная | 17,0 |
Дальность плавания (при скорости хода), мили: | |
надводная | 12000 (10,0) |
подводная (при ходе на ПГТУ) | 700 (17,0) |
подводная (при ходе на ГЭД) | 100 (4,0) |
Вооружение: | |
Баллистические ракеты | |
тип | Р-1 |
боекомплект | 12 |
Торпедное: | |
число х калибр носовых торпедных аппаратов, мм | 12x533 |
число х калибр кормовых торпедных аппаратов, мм | 4х533 |
торпедный боезапас | 30 |
Артиллерийское: | |
число х калибр (тип) спаренных зенитных артиллерийских установок, мм | 1х57 (П-57) и 1х25 (П-25) |