![]() |
![]() |
Баллистическая ракета V-2, Германия, 1944 г. (для сравнения представлена КР V-1). |
Транспортно-пусковой контейнер для ракеты V-2. |
|
|
Схема транспортировки ТПК и запуска ракеты V-2: 1 - ТПК во время буксировки; 2 - подготовка V-2 к запуску; 3 - старт ракеты из ТПК. |
Введение в состав комплекса ТПК выявило ряд сложных технических проблем: сохранение остойчивости контейнера как при транспортировке, так и при пуске ракеты; создание системы вентилирования баков для исключения опасности взрыва топлива; сохранность (неиспаряемость) жидкого кислорода в течение периода транспортировки; отвод и снижение воздействия высокотемпературной газовой струи работающего двигателя ракеты на элементы пускового устройства и др.
Работы по комплексу проводились довольно интенсивно. Так, уже в середине 1944 г. была подготовлена техническая документация для изготовления контейнера и проведения его испытаний. В декабре 1944 г. и в январе 1945 г. в промышленности на верфях «Вулкан» в Штеттине и «Шихау» в Эльбинге был размещен заказ на изготовление трех контейнеров, а отдельные элементы комплекса, изготовленные к марту 1945 г., были испытаны в Балтийском море. Началась подготовка подводных лодок U-518, U-546, U-805, U-880 и U-1235 к осуществлению проекта. Их экипажи начали подготовку к применению нового оружия рекогносцировочными выходами в море, по направлению к берегам Северной Америки.
Вместе с тем этот проект имел и определенные недостатки. Технические особенности ракеты Фау-2 не увязывались с тактико-техническими элементами подводных лодок. Фау-2 имела жидкостный двигатель, требовавший сложной системы проверки и контроля перед запуском, ее нельзя было транспортировать в снаряженном состоянии и т.д. Контейнер обладал плохой остойчивостью как при буксировке, так и при пуске ракеты. С точки зрения живучести лодка с контейнером была ограничена в маневренности и служила слишком хорошей мишенью для кораблей и противолодочной обороны: скорость буксировки контейнера составляла 13 узлов. Кроме того, массовое производство подобных комплексов уже было не под силу разрушаемой под ударами наступающих советских войск германской промышленности.
Тактико-технические данные баллистической ранеты V-2, Германия, 1944 г.
Длина, м | 14,3 |
Диаметр, м | 1,65 |
Размах стабилизаторов, м | 3,56 |
Масса стартовая, кг | 12805-12910 |
Заряд ВВ, кг | 750 |
Тип двигателя | ЖРД |
Тяга двигателя, кг | 8796-8947 |
Максимальная скорость, км/ч | 25000-31000 |
Дальность, км | 354 |
Система управления | инерционная |
Следует отметить, что неутомимый инженер Дикман разработал и другой вариант применения Фау-2 с подводных лодок. Согласно ему ракета размещалась в контейнере, установленном на палубе подводной лодки в горизонтальном положении. Перед пуском подводная лодка всплывала на поверхность, контейнер поднимался в вертикальное положение, и ракета запускалась. После выхода ракеты контейнер сбрасывался, и подводная лодка использовалась в обычном режиме.
Велись и поисковые работы по запуску ракет из-под воды, но Германия проиграла войну, и эти проекты так и остались на бумаге. «Ударам возмездия», планировавшимся германским руководством, не суждено было сбыться.
После войны многие тысячи томов проектной технической документации, целые эшелоны с оборудованием, захваченным трофейным вооружением и многочисленным контингентом специалистов-ракетчиков были вывезены из Германии в США. Позже на базе собственного опыта, на основе этой документации и при участии немецких специалистов эти работы были продолжены в США. Однако от идеи по проекту Лафференца отказались в связи с целым рядом проблем, но уже в середине 50-х годов пытались «вписать» баллистическую ракету средней дальности «Юпитер» в габариты подводной лодки. Эти попытки также закончились ничем, но они привели к проекту «Поларис».
Небольшая часть германской документации и техники (изготовленные на судостроительном заводе три контейнера) досталась в качестве трофеев советскому ВМФ и попала в СССР, где на основе технологии, разработанной в Германии, пытались осуществить проект Лафференца. Согласно неподтвержденным данным (см. Э. Клей, О. Мерк «Тогда в Пенемюнде», 1963 г.), в процессе работ в 1950-х гг. в СССР были предприняты попытки запусков ракет из контейнера, буксируемого подводной лодкой типа Golem, но эти испытания закончились безрезультатно.