Танк Т-72М1 индийской армии.
Первые 175 танков были собраны из комплектов, поставленных Советским Союзом, который оказывал помощь в развитии индийской тяжелой промышленности. Конечная цель состояла в том, чтобы Индия производила танки, максимально используя собственные ресурсы, доведя в перспективе долю индийских составляющих в танке до 97%.
Производство Т-72М1, известных в Индии как Ajeya, начиналось с выпуска приблизительно 70 машин в год. Последние танки Ajeya покинули завод в марте 1994 г. В общей сложности индийская армия располагает около 1100 такими машинами. Другие источники указывают, что весь парк индийских Т-72М1 составляет около 2000 машин.
В 1997 г. появились сведения, что более чем 30 стволов 125-мм пушек танков Ajeya разорвало во время учебных стрельб. Предпринимались усилия, чтобы определить причину этой проблемы, которая так и не была указана. Скорее всего, разрывы стволов произошли от попадания грунта в канал ствола, либо пушки выработали свой ресурс. В других случаях можно было бы только предположить, как многие западные средства массовой информации мусолили бы такой конфуз.
Стоит отметить, что в последнее время активизировалась деятельность многих иностранных компаний, предлагающих свои услуги по осуществлению модернизации парка танков типа Т-72. Причем эти услуги предлагают не только компании стран, где эти машины производились по лицензии (Польша, Словакия, Чехия), а и тех стран, которые имеют об этом танке весьма смутное представление: Texas Instruments из США, SABCA из Бельгии, Officiene Galileo из Италии, Elbit из Израиля, LIW из Южной Африки и Thomson-CSF из Франции.
В качестве подтверждения этих слов сделаю одно отступление. В 1998 г. на выставке Tridex-98 в Абу-Даби (ОАЭ) одна из американских компаний, как и многие другие, демонстрировала компьютерный тренажер наводчика танка. Мне удалось немного на нем потренироваться и даже показать неплохие результаты, несмотря на непривычность и неудобство всех органов управления рабочего места наводчика. Представитель компании-разработчика сделал мне комплимент, дескать, мистер - профессионал. В свою очередь я поинтересовался у него, для какого танка этот тренажер. Ответ меня просто ошеломил - оказывается, это был тренажер наводчика танка Т-72М, хотя ни пульт управления, ни сетка прицела и вообще ни одна кнопка не была и близко похожа на «семьдесятдвоечные». Мне ничего не оставалось, как спросить о том, видели ли разработчики этого тренажера когда-нибудь Т-72. Прочитав на моем бейджике воинское звание и страну, которую я представляю, представитель компании понял, что они влипли, поэтому очень вежливо попросил меня отойти от тренажера подальше.
Планирующаяся модернизация хотя бы части индийского парка танков Т-72М1 получила на западе кодовое наименование Operation Rhino. В соответствии с этой программой, планировалось установить новые СУО, силовую установку, динамическую защиту, системы навигации и предупреждения о лазерном облучении, радиостанцию с прыгающей частотой и систему коллективной защиты от ОМП.
Индийская танковая промышленность освоила производство на шасси Т-72М1 и ряда специальных машин боевого обеспечения. Так, например, по заказу индийской армии была построена 155-мм САУ с башней Т-6 производства южноафриканской компании LIW Division of Denel. Однако в серию эта машина не пошла.
На шасси Т-72М1 индийского производства был создан танковый мостоукладчик BLT Т-72. Машина имеет мост в виде ножниц длиной 20 м, который раскладывается впереди машины.
В начале 1997 г. Россия предложила Индии установить на Т-72М1 комплекс активной защиты «Арена-Э» как возможную альтернативу недавнему приобретению Пакистаном танков Т-80УД из Украины. Они в некоторых отношениях превосходят Т-72М1, которые до недавнего времени являлись самыми совершенными танками на вооружении индийской армии. Однако индийское правительство приняло другое решение: закупить в России современные танки Т-90С и в последующем освоить их лицензионное производство у себя в стране. В настоящее время Индии уже поставлено 186 таких машин. Еще 124 Т-90С будут изготовлены по лицензии на заводе в г. Авади.
Получив достаточный опыт в производстве лицензионной бронетанковой техники, индийские инженеры продолжили работы по созданию собственной бронетанковой техники, в том числе и основного боевого танка Arjun.
Основной боевой танк Arjun, вид спереди.