ЗРК «Печора-2К»
Работы по созданию комплекса «Печора-2К» для одного из крупнейших зарубежных партнеров России проводятся Межгосударственной российско-белорусской финансово-промышленной группой (МФПГ) "Оборонительные системы" параллельно с работами по комплексу «Печора-2М».
ЗРК «Печора-2А»
На выставке МАКС-2001 ЦКБ «Алмаз» представило рекламный проспект с предложением о проведении модернизации ЗРК С-125М1 «Печора».
Задуманная «Алмазом» модернизация направлена на продление жизненного цикла ЗРК на 10-15 лет и на совершенствование его тактико-технических характеристик для обеспечения эффективного поражения современных и перспективных аэродинамических целей в условиях интенсивного радиопротиводействия. Этого планируется достичь путем замены основных устройств СНР - координатных систем, УБК, СДЦ, АПП, синхронизатора, тренажера, СВЧ-приемников. При этом около половины блоков станции, содержащие 70% ее ламп и радиоэлементов, заменяются на два спецвычислителя и один функциональный блок, которые изготавливаются для ЗРС типа С-300. Сохраняемый при этом неизменным вид индикаторных устройств и устройств управления в кабине управления позволит сохранить основные навыки операторов и обеспечить минимальный срок их переучивания.
По информации ЦКБ «Алмаз», к конструированию аппаратуры для модернизированного варианта С-125 предприятие приступило совместно с МРТЗ в 1995 г. В 1998 г. были проведены успешные пуски ракет. Но в дальнейшем работы замедлились, и только осенью 2001 г. была проведена новая серия успешных испытаний.
В процессе выполнения модернизации ЗРК до уровня «Печора-2А» предполагается решение следующих задач:
При этом предполагается достижение следующих характеристик зоны поражения модернизированного ЗРК, которому присвоен индекс «Печора-2А»: минимальная дальность - 3,5 км, максимальная дальность - 28 км, минимальная высота - 20 м, максимальная высота - 24000 м, максимальный параметр цели - 24 км, максимальная скорость поражаемых воздушных целей - до 700-750 м/с, вероятность поражения цели одной ракетой в существующей зоне поражения составляет 0,72-0,99 и в расширенной зоне поражения 0,51-0,99.
В дальнейшем ЦКБ «Алмаз» предполагает провести опытно-конструкторские работы по замене усилителей разверток в блоках индикаторов УК-31, УК-32, УК-33, видеоусилителей индикаторов УК-31, УК-32, УК-33, кабельных, присоединительных, коммутационных и индикаторных изделий, автотранспорта.
В качестве дальнейшей перспективы модернизации ЗРК С-125 в течение его срока эксплуатации ЦКБ «Алмаз» предлагается замена магнетронов, приемопередающих устройств целевого и ракетного каналов на твердотельные, рабочих мест операторов, аппаратуры стартовой автоматики, сельсинных связей УНВ-УНК, УНК-ПУ на цифровые связи, введение ночного ТВ- или ИК-канала, лазерного дальномера, модернизация ракеты, а также введение антенного поста с фазированной антенной решеткой, 100%-я замена на цифровую технику, повышение мобильности.
ЗРК «Печора-300»
Вариант модернизации части боевых средств системы С-12 5, получивший обозначение "Печора-300", был предложен ЦКБ "Алмаз" в конце 1990-х гг. Путем доработки математического обеспечения наземных средств ранних модификаций комплексов С-300П, доработки стартовой аппаратуры и небольшой модернизации ПУ 5П73 достигается "почти бесплатное" наращивание огневой мощи комплекса С-300П за счет введения в его структуру ракет ЗРК С-125. Совместное использование ракет двух типов (5В55Р и 5В27) позволит создать уникальный по своим возможностям комплекс противовоздушной обороны. Однако этот проект, кроме использования в Российской армии, может заинтересовать только относительно узкий круг возможных зарубежных заказчиков комплексов С-З00ПС.
ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДИФИКАЦИИ КОМПЛЕКСА
Польский, югославский и белорусский варианты модернизации С-125.
Необходимость и целесообразность модернизации комплекса С-125 была признана не только российскими, но и зарубежными военными и специалистами промышленности. При этом полякам, которые приступили к этой работе в 1992 г., удалось опередить своих российских коллег, приняв в 1999 г. на вооружение 1-ой и 26-ой бригад ПВО комплекс «Нева-SC» - модернизированный силами местной промышленности комплекс С-125.
Основные боевые элементы комплекса с модифицированным составом оборудования были первоначально смонтированы на большегрузных автомобилях повышенной проходимости типа МАЗ-543, эксплуатировавшихся в польской армии в качестве шасси пусковых установок оперативно-тактических баллистических ракет Р-17. В дальнейшем для этих элементов комплекса использовали шасси танка Т-55.
Станция наведения ракет (аппаратный контейнер и антенный пост) размещена на одном автомобиле. Непосредственно за кабиной водителя автомобиля находится аппаратный контейнер. Использование современной элементной базы аппаратуры станции наведения ракет позволило существенно уменьшить объемы аппаратурных шкафов. Антенный пост в боевом положении устанавливается за габаритом шасси автомобиля на грунте на специальных опорах. Внешним отличием антенного поста от штатного поста комплекса С-125М являются отсутствие платформы КЗУ-16 на колесных ходах и введение специальных опор под стойками ферменной тумбы. В аппаратуре комплекса применяется новая цифровая техника.
Поворотная часть четырехбалочной пусковой установки 5П73 также устанавливалась на автомобильной базе, затем - на танковом шасси. Для уменьшения воздействия струй стартовых ускорителей при пусках ракет за кабиной установлены газоотбойные устройства. По всей видимости, электропитание СНР и ПУ осуществляется от внешних источников питания (передвижные ДЭС, внешняя электрическая сеть), а также возможно и от генераторов отбора мощности (ГОМ), приводимых от автомобильных двигателей.
На боевой позиции после перевода техники в боевое положение производится горизонтирование антенного поста и пусковых установок и их ориентирование взаимным методом.
Модернизация комплекса обеспечивает сокращение численности личного состава на 65% и числа транспортных средств дивизиона с 19 до 8. Предусматривается поведение работ по обеспечению модернизированными комплексами 18 эскадрилий.