Проведенные на стадии проектирования исследования по определению возможности транспортировки на самоходе по пересеченной местности четырех ракет на балках пусковой установки 5П73 показали необходимость серьезных доработок и утяжеления этой ПУ. Наиболее существенное воздействие на пусковую установку оказывали ракеты, размещенные на крайних балках. Эти же ракеты подвергались наибольшим перегрузкам при транспортировке. Для сведения к минимуму объема вновь изготавливаемых элементов конструкции пусковой установки было решено преобразовать четырехбалочную ПУ в двухбалочную. Принятое решение позволило после удаления крайних балок без каких-либо дополнительных доработок использовать качающуюся и вращающуюся части четырехбалочной пусковой установки 5П73 комплекса С-125М. Предусматривалось, что для сохранения готового к применению боекомплекта ракет количество ПУ огневого дивизиона увеличивалось.
Опытный образец пусковой установки был изготовлен на ремонтной базе Министерства обороны в Санкт-Петербурге. При этом использовалась четырехбалочная пусковая установка, полученная с базы хранения техники. Первым ходовым испытанием машины стал перегон своим ходом на выставку МАКС-99. По заявлению разработчиков, представленную на МАКС-99 самоходную ПУ после доработок (снижения платформы артиллерийской части на 0,5 м и замены защитных листов на более прочные) предполагалось задействовать на первых бросковых пусках макетов ракет.
Двухбалочная пусковая установка 5П73-2 монтировалась на шасси МЗКТ-8021. Длина шасси - 11200 мм, ширина - 2500 мм, клиренс - 380 мм. Длина пусковой установки - 13150 мм, ширина - 3200 мм, максимальная высота с ракетами - 4100 мм, без ракет - 3800 мм. Масса пусковой установки - 31500 кг. Боевой расчет - 3 чел. Скорость движения: по шоссе - 40 км/ч, по сухой грунтовой дороге - 20 км/ч, по пересеченной местности - 10 км/ч. Время перевода пусковой установки из транспортного положения в боевое не более 30 мин.
Предусматривалось в перспективе оснастить самоходную пусковую установку с автономным источником энергообеспечения, комплектом контрольной аппаратуры, аппаратурой предстартовой подготовки и радиолинией для обмена информацией с командным пунктом дивизиона, что позволило бы значительно сократить время перевода установки в боевое положение с приведением в боевую готовность, а также обеспечить возможность использования ПУ с выносом до 10 км от местоположения средств наведения на наиболее опасном направлении.
Опытный образец модернизированного комплекса «Печора-2М»
Одной из интересных особенностей представленного на выставке МАКС-99 макета боевой позиции было наличие антенных постов УНВ, размещенных на автомобильном шасси. Следует отметить, что конфигурация антенн УВ-10 (сегмент параболоида) и УВ-11 (две антенны, расположенные под углом 90 град, друг к другу) на представленных моделях различались, что говорит о поиске новых решений в построении РЛС комплекса. Использование новой элементной базы позволяет разнести на боевой позиции кабину УНК-2 и пост УНВ-2 на расстояние до 150 м.
Воздушные цели с ЭПР 2 м2, летящие на высоте 7 км, обнаруживаются на дальности 69-79 км в беспомеховой обстановке и на дальности 35-40 км при постановке противником помех, на высоте 0,35 км - на дальности 35-45 км и 35-40 км соответственно.
Работы по созданию модификации комплекса «Печора-2М» для одного из крупнейших зарубежных партнеров России проводятся Межгосударственной российско-белорусской финансово-промышленной группой (МФПГ) "Оборонительные системы". Подготовленная и выполненная в настоящее время модернизация комплекса «Печора» на основе последних разработок в сфере высоких технологий, с использованием современной элементной базы при высокой помехозащищенности многократно увеличила боевую эффективность при затратах на порядок ниже, чем при закупке новых образцов вооружения с сопоставимыми характеристиками. К тому же нет необходимости переучивать персонал и создавать дополнительную инфраструктуру.
Проведенные работы по созданию ЗРК «Печора-2» и испытания отдельных боевых элементов позволили скорректировать пути совершенствования боевой техники и основные направления модернизационных работ.
Антенный пост УНВ существенно изменен. Передающее устройство переведено на твердотельную базу, которая не требует регулировок Введен телеоптический (тепловизионный) канал, который позволяет вести стрельбу в ночных условиях и при отсутствии оптической видимости, при нахождении воздушной цели в облаках, без выхода на излучение радиоэлектронными средствами. Оптика поставляется из Санкт-Петербурга.
Введен комплекс противодействия противорадиолокационным ракетам HARM - специальное устройство отвлечения ГСН этих авиационных ракет. Комплекс обеспечен современной связью, топографическое ориентирование и привязка осуществляются с использованием космических систем типа ГЛОНАСС или системы GPS. Телекодовая связь позволяет получать автоматизированный прием целеуказания от любых внешних источников радиолокационной информации.
Время развертывания сократилось до 20-25 мин.
28 декабря 2000 г. был успешно испытан образец модернизированной пусковой установки 5П73-2М, созданный на базе автомобиля повышенной проходимости. На полигоне Ржевка были осуществлены пуски бросковых макетов ракет с пусковой установки.
В 2001 г. Минскому заводу колесных тягачей было заказано изготовление 90 шасси высокой проходимости для размещения элементов комплекса «Печора-2М».
17 мая 2001 г. компания «Рособоронэкспорт» и МФГП «Оборонительные системы» продемонстрировали первый опытный прототип модернизированного зенитного ракетного комплекса «Печора-2М» военным атташе ряда зарубежных стран, куда ранее поставлялись комплексы «Печора». В 2001-2002 гг. реализация программы модернизации ЗРК «Печора» в вариант «Печора-2М» была практически завершена.