Кабины управления комплекса С-75 |
|
![]() |
![]() |
Основание антенного поста | Распределительная кабина |
|
|
Кабина управления ЖРК АВ |
Дизель-электростанция |
Помимо предприятий авиационной промышленности к производству ракет были подключены и артиллерийские заводы.
Современное екатеринбургское ОАО «Машиностроительный завод им. Калинина» ведет свою родословную от петроградского «Арсенала», в годы Гражданской войны эвакуированного в подмосковные Подлипки и переименованного в завод №8. В 1941 г. предприятие продолжило продвижение в глубь страны, добравшись до Свердловска. В 1957 г. ракеты комплекса С-75 сменили традиционную продукцию свердловского завода - зенитные пушки. Однако с начала шестидесятых годов завод №8 перешел на выпуск ракетного вооружения для ПВО Сухопутных войск - зенитных ракет комплекса «Круг», разработанных местным конструкторским коллективом во главе с Л.В. Люльевым.
Таким образом, в конце пятидесятых годов производство ракет комплекса С-75 осуществлялось на пяти заводах, два из которых (№41 и №464) ранее выпускали ракеты комплекса С-25. В дальнейшем завод №292 отошел от зенитной тематики, заводы №8 и №464 перешли на зенитные ракеты для Сухопутных войск, а завод №272 - на ракеты комплекса С-200. В конце семидесятых годов заводы №41 и №272 освоили ракеты для комплекса С-300.
Отметим, что боевых ракет 1Д было выпущено намного меньше, чем изделий последующих вариантов. Для проведения полигонных испытаний в основном использовались телеметрические образцы ракеты 1Д.
Комплектующие изделия для ракет изготавливали многие заводы и опытные производства НИИ и ОКБ. В частности задействовались следующие предприятия:
- заводы №393 МОП (Красногорск), №706 МСП (Москва), №2 МОП (Ковров), завод авиационного вооружения №32 (Киров) - по автопилоту АП-750;
- завод №663 МРПТ (Москва) - по аппаратуре радиоуправления ФР-15А;
- НИИ-504 MOM (Москва) - по радиовзрывателю «Шмель»;
- завод №220 МЭТП (Москва) - по бортовой батарее;
- завод №140 МАП (Москва) - по преобразователю тока;
- №266 (Киров) - по электродвигателю;
- завод №699 МЭТП - по преобразователям;
- №122 МАП (Москва) - по реле;
- завод №235 (Воткинск) - по шаровым баллонам;
- ОКБ-213 МАП (Саратов) - по пневмореле;
- завод «Манометр» (Москва) - по манометрам;
- №470 (Ленинград) - по приемнику воздушного давления ПВД-4М.
Двигатели С2.711 (С5.711) выпускались на следующих заводах: №82 (Тушино), №466 («Красный Октябрь», Ленинград), №66 (Златоуст).
Стартовые ускорители ПРД-18 выпускались заводом №464, а твердотопливный заряд для них - Пермским заводом им. С.М. Кирова.
Серийный вариант пусковой установки CM-63-I выпускался ленинградским заводом №232 ("Большевик"), а в дальнейшем также заводами №13 в Усть-Катаве и №75 в Юрге. Транспортно-заряжающие машины семейства ПР-11 выпускались на заводе №464 в Долгопрудном.
Еще в январе 1957 г. на площадке №60 полигона Капустин Яр началось создание стыковочной базы, куда с заводов поставлялись элементы зенитных ракетных комплексов. Личный состав базы производил стыковку всех боевых элементов ЗРК, настройку систем и связей в условиях реальной работы и окончательно сдавал комплексы войсковым частям. С августа там же из поставлявшихся с заводов-изготовителей боевых и вспомогательных средств, оборудования комплектовались дивизионы системы СА-75. База была оборудована измерительной и регистрирующей аппаратурой, мастерскими для проведения стыковки серийных средств, их комплексной настройки и проверки ЗРК на соответствие техническим условиям. После освоения всего комплекса работ базой обеспечивалась стыковка нескольких комплексов одновременно. Работы проводились сотрудниками специального монтажного управления, военными специалистами базы и войсковых частей. Офицерский состав войсковых частей приобретал практические навыки в работе с системой на всех этапах, что позволяло углубить теоретическую подготовку и ускорить процесс освоения новой техники. Последовательно проводились прием техники с проверкой функционирования и соответствия техническим условиям, перевод комплекса в походное положение, марш на стрельбовую площадку, развертывание и настройка комплекса, боевая стрельба, перевод комплекса в походное положение с последующей погрузкой в эшелон и отправкой к месту дислокации. Все кабины комплекса проходили сдаточные испытания, включавшие 24-часовой прогон, дождевание, пробег по дорогам с различным покрытием.
Несмотря на принятие комплекса СА-75 на вооружение, еще при испытаниях выявились существенные недостатки, снижавшие боевые возможности нового зенитного ракетного оружия. Что поделаешь - сказались авральные методы выполнения заданий, да и ряд технических задач пришлось решать впервые.
При полете цели на малой высоте на угломестном экране (развертка на экране индикатора "угол места - дальность") возникала вторая - паразитная отметка, затруднявшая наведение ЗУР, в особенности в автоматическом режиме. При переключении масштаба дальности на экранах индикаторов происходил спад напряжения, что часто приводило к потере сопровождения цели.