Предыдущая Оглавление Следующая

Высокий уровень шума в кабинах СНР способствовал быстрой утомляемости операторов и боевого расчета. Большая зона падения стартовых ускорителей, расположенная на удалении от 2 до 5,4 км от пусковой установки, ставила дополнительные ограничения при выборе позиций для размещения огневых дивизионов в густонаселенных районах страны.

Форсированное по срокам проведение Государственных испытаний не позволило провести проверку работы комплекса при предельно допустимых (по техническому заданию) температурах эксплуатации; не были проведены испытания комплекса на длительное хранение.

Ряд особенностей средств комплекса затруднял его эксплуатацию в войсках. При проведении регламентных работ требовалось вскрытие всех лючков на ракете. Использование в двигателе трех компонентов топлива, включая ОТ-155, усложняло процесс заправки. При температуре окружающей среды более +40 °С требовалось устанавливать тент над стартовым ускорителем. Радиовзрыватель «Шмель» имел малую помехозащищенность, а у бортовой аппаратуры ФР-15А не хватало мощности при работе в восьми частотных каналах. Кроме того, выявилась опасность самозапуска ЖРД из-за несовершенства конструкции кабельной сети.

К началу апреля 1958 г. проявилось и низкое качество поступавших в войска станций наведения РСНА-75, выпускаемых заводом №304 МСНХ, кабин ПА, изготавливаемых заводом №710 МОСНХ и заводом №706 МСП, а также ряд других неполадок.

Для контроля работоспособности аппаратуры и проведения тренировок боевых расчетов в комплект аппаратуры станций наведения ракет была дополнительно введена аппаратура проверки функционирования, обеспечивавшая контроль включая и проведение "электронного выстрела". Радиолокационная часть СНР проверялась контрольной аппаратурой и по отражению сигнала от «контрольного» местного предмета в режиме излучения в пространство.

Но в целом, выявленные недостатки не носили решающего значения. Поэтому с 1958 г. комплексы СА-75 поставлялись в войска в массовом количестве и вскоре стали основным оружием Войск ПВО страны.

За создание первой перевозимой системы зенитного управляемого ракетного оружия Ленинской премии были удостоены создатели наземных средств системы: К.С. Альперович, Ю.Н. Афанасьев, Г.Ф. Добровольский, Е.Г. Зелкин, Б.С. Коробов, В.Н. Кузьмин, Ф.В. Лукин, А.В. Пивоваров, А.А. Расплетин, Н.В. Семаков, В.Е. Черномордик, создатели зенитной управляемой ракеты: Г.Е. Болотов, Р.С. Буданов, Е.С. Иофинов, A.M. Исаев, П.М. Кириллов, Ю.Ф. Красонтович, Ф.С. Кулешов, А.Н. Садеков, Н.И. Степанов, Б.А. Челышев. Б.В. Бункину и П.Д. Грушину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Возглавляемое П.Д.Грушиным ОКБ-2 ГКАТ было награждено орденом Ленина.

Ниже мы приводим краткое описание комплекса и его элементов.

Зенитный ракетный комплекс СА-75 «Двина»

В первые годы эксплуатации комплексов они поступали на вооружение полков, состоящих из штаба, трех зенитных ракетных (огневых) и одного технического дивизиона системы.

В состав средств станции наведения ракет РСНА-75 (или боевых средств радиотехнической батареи комплекса СА-75) входили следующие средства:
- приемо-передающая кабина ПА (антенный пост, высоковольтная кабина), которая представляла собой контейнер с передающей и высокочастотной частью приемной аппаратуры, станцией передачи команд (РПК, радиопередатчик команд) с размещенной на крыше контейнера антенной системой;
- кабина управления У (командный пункт дивизиона, КП);
- индикаторная кабина И;
- кабина управления стартом КЗ;
- АСД-75 - кабина К5;
- кабина стабилизаторов тока и управления дизель-электростанцией К6;
- средства транспортировки кабины ПА с РЛС.

Кабина ПА монтировалась на поворотном основании на колесной артиллерийской повозке КЗУ-16, а остальные пять кабин размещались в КУНГах на пяти автомобильных шасси.

Подготовка к перевозке антенного поста требовала привлечения автокрана, с помощью которого производился демонтаж антенн с их укладкой в две специальные повозки - прицепы, буксируемые автомобилями ЗИС-150 или ЗИС-151. Повозка КЗУ-16 с размещенным на ней контейнером буксировалась гусеничным артиллерийским тягачом АТС-59. В кузов тягача АТС загружался комплект кабельных соединений радиолокатора. Одиночный ЗИП и средства для проведения мелкого ремонта в полевых условиях хранились в придаваемой комплексу передвижной ремонтной мастерской ПРМ, размещенной в фургоне на шасси прицепа 2-ПН-2.

Сканирование пространства антеннами кабины ПА велось в двух взаимно перпендикулярных плоскостях тонкими «лопатообразными» лучами. Антенны сопрягались с отдельными передающими и приемными устройствами. Вытянутая в вертикальном направлении угломестная антенна располагалась сбоку от контейнера, а азимутальная - над ним. Перемещение сектора сканирования обеспечивалось круговым вращением антенного поста по азимуту и поворотом антенной системы по углу места.

Для передачи высокочастотных и низкочастотных сигналов от аппаратуры антенного поста в кабины станции наведения ракет использовались специальные токосъемники. Отображение воздушной обстановки велось на индикаторах с развертками «дальность-азимут» и «дальность-угол места», где наблюдались эхо-сигналы целей, сигналы бортовых ответчиков наводимых ракет, а также засветки от активных и пассивных помех. Для уменьшения засветки экранов от пассивных помех и отражений от местных предметов создавалась система селекции движущихся целей с использованием потенциалоскопов - специальных электронно-лучевых трубок. Автоматическое сопровождение цели по угловым координатам велось путем электронного сопровождения внутри линейно-сканируемого пространства и электромеханического слежения центром сканирования за направлением на цель.

В комплексах семейства С-75 использовалось несколько режимов сопровождения цели:
- ручное по всем координатам;
- автоматическое по всем координатам;
- автоматическое по угловым координатам и ручное по дальности (по каналу дальности достигалось наиболее точное определение координат и наилучшее разрешение целей).

Для ручного или полуавтоматического сопровождения цели в сложной помеховой обстановке, как и в системе С-25, были предусмотрены специальные рабочие места с индикаторами, на которых область сопровождаемой цели «вырезалась» по дальности и отображалась в более крупном масштабе.

Передача команд на ракеты велась передающим устройством - станцией передачи команд - с импульсно-временным кодированием передаваемой информации. По этой же линии производился запрос ответчиков ракет. Для обеспечения надежного поражения воздушных целей было решено использовать в составе комплекса три ракетных канала - устройств автоматического сопровождения ракет и счетно-решающих приборов, формирующих команды управления их полетом. Радиолокационное сопровождение ракеты велось по сигналу бортового радиоответчика в автоматическом режиме по всем координатам. Тарельчатая антенна передачи команд размещалась сбоку от азимутальной антенны.

Двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) - с твердотопливным стартовым ускорителем и маршевым ЖРД на второй ступени проектировалась в ОКБ-2 под руководством Главного конструктора П.Д. Грушина.

Ракеты 1Д, как и ракеты последующих вариантов комплексов семейства С-75, имели нормальную компоновочную схему с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz