Предыдущая Оглавление Следующая

ДИНАМИТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

Николай Митюков

DinWp037.jpg

Рассказ об истории динамитного оружия  будет не полным, если не упомянуть о подводной лодке "Голланд", оснащенной подобной артиллерийской системой. Хотя идея установки динамитной пушки на подводном корабле не получила дальнейшего развития, этот факт, безусловно, заслуживает внимания. Кроме того, в следующих номерах будут представлены материалы об использовании пневматического оружия в береговой артиллерии. Впрочем, и здесь особых лавров оно своим создателям не принесло.

Последним кораблем с динамитными орудиями, а также единственным подводным кораблем с подобным вооружением, довелось стать лодке Голланда.

Справедливости ради следует отметить, что еще в 1885 г. в форте Лафайетт Голланд совместно с Жалинским строил свою четвертую лодку, основное вооружение которой состояло из пневматической пушки Жалинского для стрельбы снарядом с нитроглицериновым зарядом. 4 сентября 1885 г. субмарина сильно пострадала в ходе несчастного случая и ее перевезли на форт Гамильтон, где после серии испытаний и закончилась ее карьера.

В конце 1880-х гг. американское правительство, внимательно наблюдавшее за развитием подводного судостроения в Европе, пришло к выводу, что пора создавать собственный подводный флот. 3 марта 1887 г. объявили конкурс на лучший «подводный миноносец» для американского флота. По его условиям, будущая субмарина должна была иметь водоизмещение не более 200 т, развивать в надводном положении скорость до 15 узлов и ходить на глубинах до 45 м со скоростью не менее 8 узлов в течение двух часов.

В качестве оружия правительство САСШ хотело видеть такую мину, которую можно было бы «пустить с относительной вероятностью во всякое место подводной части судна на ходу... и разрушительное действие которой соответствовало бы 100 фунтам пироксилина». Это все были отклики успешного испытания динамитного орудия! Очередь была за подводными лодками, и они получили это вооружение. На конкурсе победила конструкция Голланда, и в 1895 г. был заключен контракт с Морским департаментом на строительство лодки «Плунжер», которая к этому времени уже имела высокую степень готовности. Но проведенные всесторонние испытания установили, что корабль не удовлетворяет требованиям Морского департамента, и заказчик отказался от него. Внутренние помещения отличались теснотой, а из-за постоянно работающей паровой машины сильно повышалась температура, делавшая при закрытых люках пребывание в лодке невыносимым. Взамен Голланд предложил новую конструкцию усовершенствованного «Плунжера», незадолго до того, в ноябре 1896 г., заложенную на средства изобретателя на верфи частного завода Льюиса Никсона - завода Кресчент, в городе Элизабет (штат Нью Джерси). 17 мая 1897 г. ее спустили на воду. Крестной матерью корабля стала жена директора завода м-с Никсон.

DinWp038.jpg

Схема цистерн лодки

Заинтересованное Голландом правительство выкупило лодку 11 апреля 1900 г. за 160 тысяч долларов1. Она стала первой лодкой американского флота и в честь изобретателя переименована в «Голланд» (SS-1).

Корпус

Форма корпуса лодки стоит особняком от обычных моделей Голланда. Да, изобретатель всегда уделял внимание плавности и совершенству обводов, но он предпочитал полностью симметричный корпус, «Голланд» же был ассиметричный. Что подтолкнуло автора к такому решению сказать сложно, но, вполне вероятно, оно возникло под влиянием идей корабельного инженера Артура Буша.

Корпус лодки набирался из 24 стальных листов обшивки, формировавших восемь поясов. Конструкция специально подбиралась так, чтобы листы перекрывались на шпангоутах, где они и соединялись двумя рядами стальных заклепок. Восемь носовых листов выполнялись из 0,30" стали, восемь листов миделя — 0,35" и восемь кормовых листов — 0,25". Шпангоуты с 5-го по 30-й делались из уголков 3 х 3,5", а все остальные — 3 х 2,5". Шпация составляла 457 мм (18"), за исключением расстояния между 30-м и 31-м шпангоутами, которое было 610 мм (24"). 29-й шпангоут считался таранным, и потому его дополнительно усилили таранной переборкой.

Корпус делился на три отсека. В кормовом располагался двигатель. Центральный вмещал приборы и механизмы управления, а также аккумуляторные батареи для подводного хода. В носовом отсеке находились торпедный аппарат и динамитная пушка.

24 июля 1899 г. «Голланд торпедо-бот компани» (Holland Torpedo Boat Company) провела испытание корпуса на выдерживаемое им гидростатическое давление. Модель поместили в специальный бак с изменяющимся давлением. При 7,5 атм. (что соответствовало глубине 75 м) отмечалось просачивание воды через уплотнение люка. После этого испытания временно прервали для замены уплотнения. При возобновлении испытаний при давлении 10 атм. отмечались небольшие деформации обшивки. При давлении 12 атм. (глубина 120 м) из корпуса начали вылетать заклепки, и испытание на этом прекратили. Однако при обсуждении результатов возникла дискуссия об их применимости для полномасштабного прототипа. Тем не менее основные рекомендации по эксплуатации разрабатывались именно на основе этих испытаний. Максимальную глубину погружения рекомендовалось ограничить цифрой 75 м.

Балластные, дифферентные, компенсационные цистерны, а также топливный бак усиливались стальными уголками. На таких же уголках крепился настил палубы в машинном и боевом отделениях, а также корпус надстройки. Верхняя палуба, настилавшаяся листами на подобные же уголки, имела длину 11,3 м (37') и ширину 1,1 м (3'7"). Переборки делались из стали.


' По другим данным, за 150 тысяч. Всего же, с учетом предварительных испытаний, сумма составила около 200 тысяч.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz