Предыдущая Оглавление Следующая

Фирма Tucker Sno-Cat Corporation (США) для эксплуатации в условиях заснеженной сильно пересеченной местности и тундры создала целое семейство снегоходных гусеничных транспортеров грузоподъемностью от 300 до 6800 кг, названных Sno-Cat. На этих образцах рама вместе с кузовом была установлена на четырех специальных понтонах. Эти понтоны с гусеницами образовывали ходовые тележки, каждая из которых имела индивидуальную подвеску в виде вертикально расположенных полуэллиптических рессор. Обе пары тележек соединялись с трансмиссией карданными передачами и были выполнены поворотными. При повороте передней тележки вправо задняя поворачивалась влево на такой же угол и, наоборот, при повороте передней тележки влево задняя тележка двигалась вправо. Задание углов поворота тележек осуществлялось с помощью рулевого колеса. Такая схема изменения направления движения обеспечивала хорошую маневренность транспортера при движении с малыми радиусами поворота. Минимальный радиус поворота составлял 8,5 м, при этом относительный диаметр поворота Dотн был равен 2,78.

В понтонах устанавливались двухрядные ведущие звездочки (колеса) и механизмы их приводов. Легкие металлические гусеничные цепи состояли из шарнирных звеньев с поперечными грунтозацепами, соединяющими две ветви гусениц в одно целое. Гусеницы вращались вокруг понтонов на специальных многочисленных роликах, установленных на шариковых подшипниках.

Массогабаритные параметры машины: собственная масса 3200 кг, грузоподъемность 1400 кг, масса буксируемого прицепа 4000 кг, полная масса без прицепа 4600 кг, длина 6100 мм, ширина 2300 мм, высота 2300 мм, дорожный просвет 700 мм, колея 1665 мм при ширине гусениц 610 мм. Вместимость грузового отсека кузова 12-15 человек.

Коэффициент использования массы км (без прицепа) равен 0,437. Удельное давление на твердый грунт q — 0,088 кг/см2.

Мощность V-образного восьмицилиндрового карбюраторного двигателя фирмы Chrysler 147,2 кВт при 4000 об/мин. Удельная мощность машины Nуд  при полной нагрузке без прицепа 32 кВт/т, с прицепом — 17,1 кВт/т. Удельная мощность по массе перевозимого груза — 105,1 кВт/тгр . Коробка передач механическая, пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и заднего хода. Раздаточная коробка одноступенчатая. Максимальная скорость без груза достигала 24 км/ч, максимальная скорость с полной нагрузкой на крюке — 8 км/ч. Показатель провозоспособности kпр=0,437. Средний расход топлива 81 л/100 км. Преодолеваемый подъем 35 град.

DzvVh002.jpg DzvVh003.jpg

Гусеничный транспортер Sno-Cat

понтон с гусеницами

Транспортер М743, как и другие модели семейства Sno-Cat, был подвергнут всесторонним испытаниям, в том числе в Антарктиде. Эти испытания выявили несколько существенных недостатков. Вследствие легкой конструкции гусеничных лент они не обеспечивали надежную работу транспортера по твердому грунту и торосистому льду. Другим недостатком было очень большое количество точек смазки (около 300 на модели М743), значительная часть которых требовала периодического осмотра и заправки маслом после 320 км пробега. Была признана также недостаточной общая маневренность вездехода в условиях Антарктиды, несмотря на наличие четырех гусеничных тележек с индивидуальными приводами. Последнее обстоятельство вынудило конструкторов фирмы искать другие пути для улучшения маневренности и проходимости машин такого типа в различных условиях эксплуатации. Наиболее перспективным оказался путь создания сочлененных вездеходов. Поэтому вернемся к действительно сочлененной модели RAT.

Машина состояла из двух секций, или звеньев, шарнирно соединенных между собой таким образом, что они могли перемещаться относительно друг друга в трех плоскостях.

В передней секции были расположены сидение водителя, двигатель с его системами, агрегаты трансмиссии и два топливных бака. Задняя секция оснащалась небольшой грузовой платформой (1220x1680 мм).

Особенностью ходовой гусеничной части являлись очень широкие гусеничные цепи, занимающие почти всю габаритную ширину машины, что исключало контакты днища корпуса с грунтом и потерю проходимости. Среднее давление гусениц q, опорная площадь которых на твердом грунте составляла 2,71 м2, не превышало 0,035 кг/см2. Очень малое давление на грунт, сопоставимое с давлением на снег лыжника, обуславливалось небольшой собственной массой машины без груза (600 кг) за счет использования в конструкции легких сплавов (полная масса с грузом 950 кг) и большой опорной площадью гусениц специальной конструкции.

Четырехцилиндровый четырехтактный оппозитный карбюраторный двигатель Volkswagen воздушного охлаждения имел мощность 25,8 кВт при 3400 об/мин и обеспечивал машине удельную мощность Nуд =27,11 кВт/т. Удельная мощность по массе перевозимого груза Nrp — 95,4 кВт/тгр.

Сцепление однодисковое сухое. Коробка передач механическая четырехступенчатая с синхронизаторами на второй, третьей и четвертой передачах устанавливалась непосредственно за двигателем. Раздаточная коробка с коническими шестернями распределяла крутящий момент на ведущие оси передней и задней секций через конические главные передачи.

Подвеска не имела упругих элементов. Каждая гусеница состояла из трех резиновых лент, соединенных между собой грунтозацепами, расположенными с определенным шагом по длине гусениц. Такая конструкция гусеницы называется разнесенной и позволяет реализовать большую силу тяги по сцеплению за счет арочного эффекта грунта. Сила тяги по сцеплению этой машины составляла 110% ее веса по сравнению с односекционным вездеходом с обычными гусеницами, который имел силу тяги, не превышающую 70% собственного веса.

DzvVh004.jpgDzvVh005.jpg

Конструктивная схема гусеничного транспортера RAT

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz