Самоходный зенитный ракетный комплекс «Шахин»
Самоходный ЗРК «Шахин» разработан фирмой Томсон-CSF по заказу вооруженных сил Саудовской Аравии. Первая заказанная партия ЗРК поставлена Саудовской Аравии в 1979-1982 гг., вторая - в середине 1980-х гг.. Ракетный комплекс разработан на основе ЗРК «Кроталь». ЗРК первой партии поставлялись в буксируемом варианте, второй - в самоходном. Шасси боевой машины создано на основе шасси танка АМХ-30. Ходовая часть осталась неизменной, лишь добавлены бортовые экраны (как у танка AMX-30D). Верхняя часть корпуса полностью перепроектирована, по типу шасси ЗРК «Роланд». Значительно увеличена высота корпуса, надстройка сварена из плоских бронелистов. Лобовой бронелист расположен под углом 70 град, к горизонту, в нем имеется дверца-лаз.
Ближе к передней части машины на крыше корпуса смонтирована платформа кругового вращения с шестью ракетными пусковыми установками и аппаратурой наведения ракет. В состав боекомплекта входят только ракеты, которые находятся в пусковых установках. РЛС обеспечивает наведение на цель одной-двух ракет. Ракеты способны поражать маневрирующие воздушные цели, летящие на скоростях до М=1,2, в диапазоне высот от 15 до 6800 м и дальностей от 500 до 11 500 м.
На вооружении зенитной ракетной батареи состоят четыре самоходные пусковые установки и две машины целеуказания. На машинах целеуказания отсутствуют пусковые установки. РЛС обнаружения воздушных целей позволяет обнаруживать до 40 объектов на дистанции до 18,5 км и 18 из них сопровождать одновременно.
Самоходные ЗРК «Шахин» состоят на вооружении только ВВС и сухопутных войск Саудовской Аравии.
![]() |
Самоходный зенитный ракетный комплекс «Роланд» |
![]() |
![]() |
Самоходная пусковая установка тактических ядерных ракет «Плутон» |
Эксплуатация танков АМХ-30
Танки АМХ-30 начали поступать в подразделения французской армии в 1966 г. Ими вооружались танковые полки механизированных бригад нового образца («тип 64»), В каждом полку по штату полагалось иметь 54 танка (четыре эскадрона по 13 АМХ-30 в каждом плюс две командирские машины). Основной тактической единицей считался взвод из трех танков. Соответственно в эскадроне имелось три взвода по три танка в каждом и танк командира эскадрона. Помимо танковых эскадронов в состав полка механизированной бригады «64» входил механизированный эскадрон - четыре взвода гусеничных БМП АМХ-10А.
Новая структура бригады вводилась взамен прежней образца «59». Считалось, что более насыщенная бронетехникой бригада будет обладать существенно более высокими наступательными возможностями. Французы выглядели очень большими оптимистами. Арабо-израильская война 1967 г. наглядно продемонстрировала при использовании танков в наступлении приоритет защищенности над подвижностью и огневой мощью, то есть приоритет именно того фактора, который у АМХ-30 стоял на последнем месте.
В середине 1980-х гг. танки АМХ-10 состояли на вооружении танковых дивизий (Division Blindee), в каждом таком соединении насчитывалось от 170 до 190 основных боевых танков АМХ-30. В состав 1-го корпуса со штабом в Метце входили 1-я и 7-я танковые дивизии, в состав 2-го корпуса со штабом в Баден-Бадене - 3-я и 5-я, в состав 3-го корпуса со штабом в Лиле - 2-я и 10-я Division Blindee. Помимо танков (450-500 машин) на вооружении корпуса имелось порядка 150 самоходок 155 mm GST. В особых случаях в распоряжение штаба корпуса мог передаваться полк самоходных пусковых установок тактических ядерных ракет «Плутон». На вооружении сухопутных войск Франции поступило порядка 1200 танков АМХ-30.
Тактико-технические характеристики танка АМХ-30 и машин на его базе
АМХ-30 |
155mm GCT |
БРЭМ |
Мостоукладчик |
|
Экипаж, чел |
4 |
4 |
4 |
3 |
Длина с пушкой вперед, м |
9,48 |
10,25 |
10,17* |
11,50 |
Длина корпуса, м |
6,59 |
6,7 |
||
Ширина, м |
3,10 |
3,15 |
3,14 |
3,94 |
Высота по крыше башни, м |
2,28 |
3,25 |
2,65** |
4,30 |
Клиренс, м |
0,44 |
0,42 |
0,44 |
0,44 |
Боевая масса, т |
36 |
42 |
36 |
42 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
64 |
60 |
64 |
64 |
Запас хода по шоссе, км |
600 |
450 |
600 |
600 |
* длина со стрелой крана; ** высота со стрелой крана в положении по-походному; *** все данные для машины с установленной мостовой конструкцией