Первые танки АМХ-30В2 были переданы французской армии в январе 1982 г.
На начало 2001 г. на вооружении сухопутных войск Франции состояло 200 танков АМХ-30В2, еще 500 находилось на хранении.
![]() |
![]() |
Танк АМХ-30 на автомобильном транспортере |
Дизель MTU MB-833 Ка-501 мощностью 850 л.с. с автоматической трансмиссией ZF LSG -3000 и новой системой охлаждения |
Помимо французской армии танки АМХ-30 состоят на вооружении в Венесуэле (70), Греции, Испании (150 в резерве), на Кипре (81), в Катаре (34), Саудовской Аравии (300 на хранении, еще 150 сняты с вооружения), Чили (60).
В боевых действиях танки АМХ-30 принимали участие сугубо номинально: 550 машин, имевшихся в армии Саудовской Аравии в 1990 г., входили в состав группировки Многонациональных сил, но в операции по «усмирению» Саддама Хуссейна участия не принимали. Франция ограничилась отправкой в Персидский залив «колесных танков» - пушечных бронеавтомобилей АМХ-10 и ERC-90.
«Супер» АМХ-30
Проект модернизации танков АМХ-30, поставленных на экспорт, был разработан во второй половине 1980-х гг. группой западногерманских фирм в составе AEG, Крупп Атлас Электроник, MTU, Вегманн, Диль, ZF и GLS. Впервые публично широкой публике «Супер» АМХ-30 был продемонстрирован в Саудовской Аравии, из-за чего в ряде отечественных изданиях указывается, будто бы машину модернизировали именно под саудовские требования. На самом деле планы немцев были куда амбициознее.
«Ключом» модернизации стала полная замена силового блока. На танке установили дизель MTU MB-833 Ка-501 мощностью 850 л.с. вместе с полностью автоматической трансмиссией ZF LSG-3000 и новой системой охлаждения. Помимо большей мощности германский двигатель выгодно отличался от французского лучшей приемистостью и меньшим удельным расходом топлива. Емкость топливных баков доводилась до 1028 л. У механика-водителя предусматривалась установка новой приборной доски. Улучшения ходовой части танка заключались в установке новых торсионов, ограничителей вертикального хода опорных катков и гидроамортизаторов на всех узлах подвески. Диаметр самих опорных катков несколько увеличили (до 800 м). За счет нововведений удалось почти вдвое уменьшить величину моментов, передаваемых от ходовой части к корпусу танка. «Супер» АМХ-30 стал гораздо более устойчивой платформой для вооружения, нежели исходный АМХ-30. Гусеница набрана из траков фирмы Диль «тип 234», имеющих ресурс, вдвое больший, чем французские траки.
Равно как и силовая установка, полной замены потребовала система управления огнем. Фирма Крупп Атлас Электроник предложила модульную лазерную систему управления огнем MOLF-30 (Modular Laser Faire Control). В состав системы входит гиростабилизированный комбинированный дневной/ночной прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером. Электрогидравлический привод разворота башни подлежал замене на полностью электрический. По желанию клиента немцы предлагали оснащать танк системой юстировки орудия и дополнительной навесной бронезащитой башни.
«Супер» АМХ-30 представлял собой эквивалент «Леопарда-1А5», до уровня которого АМХ-30В2 так и не дотянулся. Несомненно, куда более удачная по сравнению с АМХ-30В2 западногерманская модель модернизированного танка, тем не менее, не нашла заказчиков. «Супер» АМХ-30 так и остался в стадии прототипа, послужив еще одним примером высокого профессионализма германских танкостроителей.