Некоторое представление о боевой живучести машины можно получить из анализа боевых потерь частей при ведении ими каких-то конкретных боевых действий. Пример: в начальный период ВОВ встреча танков KB, которые имели хорошо подготовленные экипажи, с немецкими танками не оставляла последним никаких надежд на успех. Немецкие танки проигрывали в дуэльных поединках с KB, не нанося им серьезных боевых повреждений. Но и боевая живучесть танков KB была не беспредельной. Через какое-то время и они уничтожались артиллерией и тяжелыми авиационными бомбами, т.е. и сами танки, и их экипажи переходили в категорию безвозвратных потерь. Следовательно, очень важно с позиций оценки боевой эффективности любых образцов военной техники, в том числе танков и боевых машин пехоты, знать, как долго эти машины будут активно участвовать в боевых действиях разного рода (наступление, оборона и т.д.). Чем больше будет промежуток этого времени, тем более высокой эффективностью и боевой живучестью обладает танк или боевая машина пехоты. Следует также отметить, что высокая боевая эффективность машин кроме их рациональных технических характеристик зависит и от боевого опыта и профессиональной подготовки экипажей машин. Поэтому необходимо делать все возможное в конструкции машин для сохранения экипажей, чтобы безвозвратных потерь среди них было как можно меньше.
Основное вооружение машины оценивается калибром пушки, поскольку именно он является главным фактором, определяющим эффективность вооружения при использовании разнообразных боеприпасов. Количество этих боеприпасов является вторым оценочным параметром машины.
Из-за отсутствия достоверных данных об особенностях бронекорпусов (материалы, толщина листов, углы их наклона и др.) степень бронирования оценивается массой броневого корпуса в тоннах. Известно, что масса броневых корпусов легких БМП лежит в пределах от 20 до 40% от полной боевой массы машины. В приводимой таблице масса броневых корпусов всех оцениваемых образцов принята равной 30% от всей массы машины. Такое решение, конечно, вносит определенные ошибки, но они, видимо, не столь существенны при использовании 10-15 рассматриваемых параметров. Отдельно в таблице оценивается количество членов экипажа и десантников, так как чем больше членов экипажа, тем больше используется различных видов вооружения (наводчики ПТУР, башенные стрелки и т.д.).
Таблица 1 |
|||||
Технические параметры |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Осн. вооруж., калибр, мм |
25 |
20 |
30 |
100 |
20 |
Боекомпл. снарядов, шт. |
900 |
1250 |
228 |
40 |
760 |
Броневая защита, т |
6,77 |
8,46 |
6,96 |
5,61 |
4,35 |
Экипаж/десант, чел. |
3/6 |
3/7 |
3/7 |
3/7 |
3/8 |
Подвижность: |
|||||
Уд. мощность, кВт/т |
16.29 |
15,65 |
17,23 |
19,67 |
15,23 |
Максим, скорость, км/ч |
66,0 |
75,0 |
75,0 |
70,0 |
65,0 |
Запас хода по топл., км |
483 |
500 |
500 |
600 |
600 |
Проходимость: |
|||||
Ср. давл. на грунт, кг/см2 |
0,52 |
0,83 |
0,70 |
0,61 |
0,53 |
Ширина рва, м |
2,54 |
2,5 |
2,5 |
2,2 |
2,1 |
Высота стенки, м |
0,914 |
1,0 |
0,75 |
0,8 |
0,7 |
Глубина брода, м (км/ч) |
7,2* |
2,0 |
1,3 |
10,0* |
7,0* |
Примечание: машина №1 - БМП «Брэдли» (США); машина №2 - БМП «Мардер-1» (Германия); машина №3 - «Уорриор» (Англия); машина №4 - БМП-3 (Россия); машина №5 - БМП АМХ-10Р (Франция); знаком * отмечен способные плавать с указанной скоростью.
Таблица 2 |
||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
ЛБМП |
|
Коб |
13,39 |
12,94 |
11,33 |
11,93 |
7,98 |
15,38 |
Место |
1 |
2 |
4 |
3 |
5 |
Таблица 3 |
||||
Технические параметры |
«Мардер-2» |
«Ахзарит» |
УБМП |
2-зв.ТБМП |
Экипаж, чел. |
3 |
3 |
3 |
5 |
Десант, чел. |
6 |
7 |
8 |
10-14 |
Осн. вооруж, калибр, мм |
50 |
7,62 |
100 |
45 |
Боекомплект, шт. |
1250 |
4000 |
1250 |
1000 |
Брон. защита, т |
25,8 |
26,4 |
8,46 |
39 |
Уд. мощность, кВт/т |
17,11 |
10,87 |
19,67 |
12,3 |
Макс. скор., км/ч, |
65,0 |
55,0 |
75,0 |
60,0 |
Запас хода, км |
500 |
500 |
600 |
600 |
Ср. дав. на грунт, кг/см2 |
0,8 |
0,86 |
0,52 |
0,60 |
Ширина рва, м |
2,50 |
2,70 |
2,54 |
4,00 |
Высота стенки, м |
0,80 |
0,80 |
1,00 |
1,50 |
Глубина брода, м |
1,20 |
1,20 |
2,0 |
5,0 |
Обобщ. критерий |
17,49 |
14,88 |
15,38 |
22,63 |
Как и в ранее опубликованных статьях, в таблице выделены полужирным шрифтом наиболее высокие показатели среди всех машин. Из них создается технический облик условной боевой машины пехоты, с которой будем сравнивать все оцениваемые образцы с помощью обобщенного критерия, принятого в квалиметрии с использованием коэффициентов весомости. (См. табл.1)
Формула для расчета обобщенного критерия использовалась в виде
Коб= kва kбка kбра kэа kда kNа kvа kзха (1 /kq)а kра kса kб(п)а (1)
где
kв- параметр основного вооружения;
kбк,- боекомплекта;
kэ- экипажа;
kд десанта;
kбр- броневой защиты;
kN- удельной мощности;
kv- максимальной скорости по шоссе;
kзх - запаса хода;
kq - среднего давления на грунт;
kр - ширины рва;
kc - высоты стенки;
kб(п)- глубины брода (или скорости движения по воде).
Значения коэффициентов весомости при расчетах по формуле (1) принимались равными: - по основному вооружению а=0,12; - по боекомплекту а=0,08; - по броневой защите а=0,2; - по экипажу а=0,02; - по десанту а=0,15; - по удельной мощности а=0,1; -по максимальной скорости по шоссе а=0,04; - по запасу хода а=0,0б; - по среднему давлению на грунт а=0,1; - по ширине рва а=0,0б; - по высоте стенки а=0,04; - по глубине брода (или скорости движения по воде) а=0,03.
Сумма всех используемых коэффициентов весомости равна единице.
Результаты расчетов обобщенных критериев Коб по пяти оцениваемым легким БМП (№1-5) и условной легкой БМП приведены в табл. 2. В ней же указаны места, которые занимают эти пять легких БМП в сравнении с условной ЛБМП. Из данных этой таблицы следует, что ближе по своему обобщенному значению к критерию условной ЛБМП находится БМП «Брэдли». Она занимает первое место (Коб=13,39). Затем в порядке уменьшения значения обобщенного критерия следуют БМП «Мардер-1», БМП-3, «Уорриор» и АМХ-10Р. (См. табл.2)