Предыдущая Оглавление Следующая

Laser010.jpg

Армия США в 1970-х гг. была заинтересована в создании лазерного оружия для поражения самолетов, вертолетов и тактических управляемых снарядов противника, причем требовалось, чтобы установка с лазерным оружием по своим размерам была близка к танку. В 1973 г. начались работы по созданию мобильной лазерной системы оружия, получившей название Mobile Test Unit (MTU). В 1975 г. систему смонтировали на плавающем гусеничном бронетранспортере морской пехоты LVTP-7.

Электроразрядный непрерывный СO2-лазер мощностью 10-15 кВт (по другим данным - несколько десятков киловатт), разработанный фирмой Avco, с системой прицеливания и слежения фирмы Perkin-Elmer снабжался энергией от установленного дополнительного газотурбинного генератора. В бортах по обеим сторонам турбины установили радиаторы для отвода тепла от лазера в атмосферу. До начала демонстрационных испытаний MTU по воздушным целям были проведены ее испытания на пересеченной местности для выяснения, насколько хорошо элементы высокоэнергетического лазера и системы наведения смогут выдерживать вибрации, толчки и удары при транспортировке по плохим дорогам. Ракетное командование армии США заявило, что демонстрационные испытания MTU будут иметь целью широкое исследование потенциальных военных применений лазера и преследуют следующие основные цели:
-  определить возможность и целесообразность применения мобильных систем оружия в сухопутных войсках, в первую очередь, для их ПВО;
-  проверить и оценить работоспособность как в целом лазерной системы оружия, так и ее основных компонентов в условиях пересеченной местности и низкой прозрачности атмосферы.

Вслед за дорожными испытаниями MTU на одном из ракетных полигонов Редстоунского арсенала* начались испытания системы наведения и сопровождения с использованием маломощного лазера. В середине 1970-х гг. мощность непрерывного СO2-лазера на гусеничном шасси увеличили до 30-40 кВт (по другим данным - до 50 кВт), и армия США в 1975 г. провела эксперимент, в ходе которого лазерным лучом были сбиты беспилотный самолет и вертолет. В 1976 г. на полигоне арсенала вновь успешно провели испытания лазерной установки MTU, в ходе которых производились стрельбы по воздушным целям. В результате сбили две радиоуправляемые воздушные мишени MQM-61 «Cardinal», летевшие со скоростью 480 км/ч, и несколько вертолетов-мишеней, высота полета одного из них была около 300 м.

Параллельно Ракетное командование армии США заключило контракты на исследование новых двух возможных применений лазерного оружия:
-  с фирмами «Белл Аэроспейс», «Боинг« и TRW заключили контракт HEM-LAW (лазерное оружие на вертолете);
- с фирмами «Гаррет», «Дженерал Электрик» и «Хьюз Эйркрафт» заключили контракт INLAW (лазерное оружие пехоты). В данном случае речь шла об ослеплении живой силы противника на поле боя и о выводе из строя оптико-электронных средств оружия. В дальнейшем эти эксперименты проводились в рамках программы «Roadrunner» (установленная на модернизированной плавающей машине для высадки морской пехоты бортовая система лазерного оружия с импульсным излучением меньшей средней мощности для уничтожения датчиков, приборов ночного видения и кабин летчиков вертолетов и для поддержки обычных видов войск во время боевых действий). В ней использовались два лазера - на Nd: YAG и на СO2. В открытой печати об этой разработке известно очень мало.

По новой программе, начатой в 1981 г., армией США разрабатывалась подвижная лазерная установка, и был создан демонстрационный образец (MAD), в котором первоначально использовался DF-лазер мощностью 100 кВт, в дальнейшем - мощностью 1,4 МВт. По этой программе на первом этапе исследовался лазер, изучались условия хранения топлива для него и сигнатуры целей. DF-лазер использовался в качестве опытного образца для систем ПВО. С концентрацией усилий на СОИ в 1983-1984 гг. программу закрыли, однако фирма Bell Aerospace Textron продолжала разработку многоцелевого химического лазера MPCL.

Главной проблемой в середине 1970-х гг. оставалась энергетическая. Уровень технологии газодинамического или электроразрядного СО2-лазера уже допускал его использование на самолете. Но при этом требовались бортовые источники электроэнергии мощностью, как минимум, несколько мегаватт, что приблизительно в 10 раз больше общего объема мощности тяжелого бомбардировщика или транспортного самолета. В связи с этим ВВС США субсидировали исследования в области потенциальных бортовых источников энергии мощностью в несколько мегаватт, обеспечивающих действие лучевого оружия в течение 30 с.

Именно по этой причине в 1970-е гг. надежды на создание лучевого оружия, пригодного для использования на борту самолета, связывали, в основном, с химическими и электрохимическими лазерами смешанного типа. Также перспективным в то время считался электроразрядный лазер на СО, требовавший в два раза меньше электроэнергии по сравнению с электроразрядным лазером на СО2 при одинаковых уровнях выходной мощности.


* Редстоунский арсенал армии США примыкает к юго-западной окраине г. Хантсвилл, штат Алабама. Площадь территории около 150 км2. На ней располагаются Ракетное командование армии, полигон, производственные и складские здания, а также жилой городок с населением свыше 14 тыс. военнослужащих и гражданских лиц. В г. Хантсвилл находится Командование стратегической обороны армии, с 1980-х гг. осуществляющее руководство НИОКР. выполняемыми армией в рамках программы СОИ.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz