Предыдущая Оглавление Следующая

В начале 1970-х гг. в США провели широкие исследования возможностей использования высокоэнергетических лазеров в военных целях для определения областей наиболее эффективного использования лазерного оружия. Выяснилось, что прожечь титановую обшивку толщиной 10 мм с помощью лабораторного макета лазера с выходной мощностью несколько сот киловатт удается менее чем за 1 с. Эффект воздействия лазерного излучения (ЛИ) на «воздушную» цель (с учетом обдува) моделировался воздушной струей со скоростью потока М=1, направленной перпендикулярно распространению лазерного пучка. Было отчетливо видно, что жидкий металл, увлекаемый воздушным потоком, оставлял на поверхности цели кратер овальной формы, однако фактически форма прожигаемого отверстия была круглой. Наиболее трудно разрушаемой частью цели являлась ее металлическая обшивка, а самыми чувствительными к воздействию ЛИ оказались материалы, из которых изготовлены элементы электронно-оптических датчиков. Обычно поверхностного разрушения материала окна достаточно, чтобы вывести из строя датчик.

Порог поражения воздушно-космических целей, таких как самолеты, крылатые ракеты и стенки топливных баков существовавших МБР с ЖРД, согласно материалам американской печати, оценивали в 0,5-1,0 Дж/см2. Боевую устойчивость МБР с двигателями на твердом топливе посчитали более высокой из-за большей толщины и прочности стенок. Предполагалось, что порог поражения можно повысить до 10-20 кДж/см2 за счет применения отражающих и абляционных покрытий. Дальнейшее его повышение осложнялось из-за весовых ограничений на данные элементы конструкции. Устойчивость к поражению покрытия головных частей (ГЧ) МБР была существенно выше, поскольку их рассчитывали на большие тепловые нагрузки при входе в атмосферу. В качестве примера можно отметить, что разрабатывавшийся для проекта «Галилей» зонд, входящий в атмосферу Юпитера, должен выдерживать нагрузки порядка 100 МДж/см2 в течение 2-х минут. Поэтому сделали вывод, что уничтожение МБР лазерным оружием наиболее эффективно на активном участке траектории. В расчетах учитывали, что время прохождения этого участка составляет около 100 с.

Laser009.jpg

Перспективный лазерный тактический комплекс армии США (рисунок художника)

В основном эти исследования показали, что в тех областях, где лучевое оружие могло быть практически применено уже в скором времени, по критерию «стоимость-эффективность» обычные виды оружия оказывались его серьезными конкурентами. В частности, это относилось к тактическим средствам ПВО кораблей и сухопутных войск. Там, где использование обычных видов оружия было затруднительным или вовсе невозможным, для высокоэнергетических лазеров также возникал ряд сложных технических проблем. Это относилось к таким областям, как защита бомбардировщиков, ПРО и ПКО. Министерство обороны (МО) США субсидировало следующие исследования по изучению возможностей применения лучевого оружия:
-  возможность защиты стратегического бомбардировщика, главным образом применительно к В-1, по контракту 1972 г. Управления авиационных систем ВВС исследовала фирма «Рокуэлл Интернэшнл». Другую НИР по этой же теме проводила в 1971-1972 гг. фирма «Лулейан энд Ассотиэйтс» по контракт)' Ракетного командования США. Не исключено также, что фирма «Боинг» изучала возможность применения лучевого оружия на бомбардировщике В-52 по контракту Ракетного командования от 1973 г.;
- возможность установки на истребителе оборонительного и наступательного оружия для поражения наземных целей изучала фирма «Макдоннел-Дуглас» по контракту Ракетного командования. В 1974-1975 гг. Лаборатория авиационной электроники ВВС США выдала фирме новый контракт, как полагали, на продолжение этих исследований;
- возможность использования лазерного оружия для противоракетной обороны изучалась в те годы на фирме «Макдоннел-Дуглас» по контракту с Центром перспективной техники ПРО от БР Армии США. Фирма «Хьюз Эйр-крафт» получила несколько значительных контрактов на аналогичные исследования от Командования ПРО от БР США, а «Дженерал Электрик» по контракту с этим же Командованием исследовала воздействие лазерного излучения на ГЧ БР, входящих в плотные слои атмосферы;
- возможность использования лазерного оружия в ПВО изучалась фирмами «Авко» и «Макдоннел-Дуглас» по контракту Ракетного командования. Фирма «Авко», поставлявшая электроразрядные лазеры для использования в передвижной испытательной установке (MTU - Mobile Test Unit) Армии, получила контракт от Ракетного командования на техническое проектирование перспективной демонстрационной системы ПВО;
- возможность применения лучевого оружия для защиты кораблей с воздуха с помощью лазеров, установленных на борту самолета, базирующегося на авианосце, была целью исследований, проводимых Центром вооружения ВМС США. Контракт, вскоре заключенный с фирмой «Нортроп» на анализ применения лазеров в воздухе, вероятно, также был связан с вышеуказанной программой;
-  возможность противовоздушной защиты кораблей изучала фирма TRW (Thompson-Ramo-Woolridge), ранее выбранная как изготовитель химического лазера для установки, названной ВМС «лазерная базовая демонстрационная модель». Фирма «Системе Консалтант» провела ряд исследований корабельного лучевого оружия, включая исследования по защите от противокорабельных ракет по контракту, заключенному в 1973 г. Одновременно ВМС заключили контракт с фирмой «Сайенс Аппликейшне» на техническое обеспечение при выработке требований для демонстрационной программы поражающего воздействия.

Лидером по числу заключенных контрактов считалась фирма «Макдоннел-Дуглас». Она произвела значительные капиталовложения как в разработку лазеров, так и в исследования эффектов распространения и поражающего воздействия. Фирма также исследовала средства противодействия лучевому оружию.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz