Предыдущая Оглавление Следующая

Третья концепция была связана с разработкой лазера космического базирования. Эта программа была рассчитана на 10 лет и оценивалась в 17-23 млрд. долл.

В течение пяти лет после окончания «холодной войны» расходы МО США постоянно снижались, но в 1996 ф.г. они снова возросли на 10% и составили 260 млрд. долл. К этому времени в США постепенно сформировалась концепция «ограниченной» ПРО, защищающей территорию страны, главным образом от одиночных несанкционированных запусков БР с территорий так называемых «стран-изгоев». Стал постепенно возрождаться интерес как к программе СОИ, так и к разработкам тактического лазерного оружия.

Увеличение военных расходов в бюджете США было связано, прежде всего, с возобновлением разработок противоракетных средств, в том числе таких систем и комплексов, как
- лазер космического базирования;
-  бортовой лазер (на самолете), предназначенный, например, для использования в крупногабаритном датчике Eagle, который фирма Texas Instruments разрабатывала для системы ABNKC (бортовая система предупреждения и управления);
- лазерный полигон Уайт Сэндз для испытания высокоэнергетического химического лазера;
- полигон в Сан-Хуан Капистрано.

На возобновление деятельности полигонов в 1996 ф.г. выделили 24 млн. долл., т. е. в 8 раз больше, чем запрашивала армия США. Расходы были связаны, в основном, с продолжением испытаний устройства управления лучом Sea Lite и средств опознавания целей.

В 1994-1995 гг. появились первые технические предложения создать и поставить на вооружение боевую лазерную систему, смонтированную на борту широкофюзеляжного самолета Боинг-747-400. И вновь между сторонниками и противниками лазерного оружия начались жаркие дебаты, главным образом из-за финансирования.

Управление ПРО США в первую очередь интересовал вопрос, насколько быстро бортовой лазер может стать действующим. В июне 1994 г. по заданию Пентагона предложенную систему рассматривала независимая аналитическая группа во главе с Р. Купером. В заключении отмечалось: «Концепция системы бортового лазера оценивается технически достижимой. Лазер, оптика, подсветка сопровождения, коррекция оптического пути, захват цели, точное сопровождение, поражающая способность, прочность и надежность системы, боевое обеспечение - все это поддается техническому анализу, проектированию и разработке и находится в пределах возможностей существующей технологии». Высокопоставленные представители ВВС США считали, что система отвечает «чисто военным целям» и выполнение программы по ее созданию должно быть ускорено.

Laser048.jpg

Три эшелона общей системы противоракетной обороны и комплексное использование различных видов оружия направленной энергии: Terminal Defense - оборонительный эшелон на конечном участке траектории полета ракет противника; Mid-course Defense - оборонительный эшелон на баллистическом участке траектории полета вражеских МБР; Mirror - зеркало для переотражения луча наземного лазера на цель; Primary Defense - основной оборонительный эшелон; X-ray Laser - рентгеновский лазер на подводной лодке, выдвинутой в наиболее вероятный район пролета МБР; Chemical Laser - химический лазер; Particle Beam - генератор пучков частиц. Эксперты согласны, что ни одна из систем ПРО не обеспечит 100%-го перехвата МБР. В то же время, комплексно используя все эти системы, каждая из которых перехватывает 90-95% ракет, можно создать единую эффективную систему.

Одним из главных преимуществ этой программы являлось то, что в ней могли быть широко использованы технологии, разработанные при выполнении программы СОИ, оцениваемой в 30 млрд. долл. Основной функцией бортовой лазерной системы должна была стать защита от баллистических ракет типа «Скад», использованных Ираком во время войны в Персидском заливе. Кроме того, возможность лазерного оружия поражать ракету на взлете еще над территорией противника делала систему весьма эффективным средством борьбы с химическим и биологическим оружием.

К достоинствам бортовой системы ЛО относили целый ряд характеристик, таких как автономность, большая оперативная высота (существенно уменьшающая влияние погоды), неоднократная дозаправка самолета в полете, 40-зарядный магазин, большая дальность действия, быстрая смена положения, оперативная реакция на полученные данные разведки и автономная оценка поражения цели. Все это позволяло очень гибко и, по мнению военных, весьма эффективно использовать эту систему для постоянного боевого дежурства и противодействия несанкционированным одиночным запускам. Дополнительным аргументом в пользу создания такой системы стало успешное завершение в 1994 г. на полигоне Уайт Сэндз испытаний перспективного химического кислородно-йодного лазера COIL,* работающего в средней ИК-области спектра, с дальностью действия в несколько сотен километров (точные данные о длине волны и мощности засекречены). Они проводились с целью определения его эффективности при воздействии на топливные баки ракет типа «Скад». Программой испытаний преследовалась цель определить мощность лазера и размер пятна на поверхности цели, которые потребовались бы для уничтожения ракеты. Выяснилось, что лазер может поражать баки с горючим ракеты, создавая на ее поверхности пятно диаметром с баскетбольный мяч и удерживая его в течение 3-5 с и более. Результаты этих испытаний были необходимы при разработке бортового лазерного оружия. Утверждалось, что «эти испытания прошли успешно» и показали «полное структурное разрушение полномасштабных топливных баков ракет». Опыты проводили на земле в условиях, максимально приближенных к реальным.


* Первые успехи в разработке и создании достаточно коротковолнового химического лазера COIL были достигнуты в лаборатории Филипс еще в 1977 г.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz